По Армении на автомобиле
Буду оригинален и начну с конца - что можно привезти из Армении...
Коньяк, Арцах, вино, гранат, сыр, суджук, мёд, орехи, вяленые фрукты, дудук, турка, шоколад.
На фото не вошли: национальный головной убор и салфетки (в качестве сувенира), сувениры, изображающие гранат, кофемолка или мельничка для перца (такие изделия вместе с туркой введены здесь в культ - на поток поставлено их изготовление в антикварном стиле), картина с изображением граната или вида на Арарат (выбирайте по вкусу), колокольчик, ложечки, магнитики.
Ехать в Армению надо не только за всеми этими прелестями. В первую очередь Армения интересна своей уникальностью для туриста российского. Въезд в эту страну для граждан России доступен по общегражданскому паспорту. Природа горной Армении неповторима и уникальна по своему. В своём путешествии по Армении я увидел такие красоты, каких нигде больше нет. И экскурс в историю... в далёкую историю. К истокам самого прихода христианства! Храмы Армении, их стены, их кресты, могут рассказать очень многое. Самое приятное в путешествии по Армении - доступность всех этих удовольствий для россиян в денежном выражении. Самое дорогое в нашем путешествии - это перелёт. Всё остальное очень доступно и не дорого.
И ничто не сравнится с той душевной атмосферой гостеприимства, которая присутствует в Армении!
Добрые и гостеприимные люди встречали нас на всём пути автомобильного путешествия по просторам Армении.
Часть 1. План путешествия.
Наверняка каждый из нас планирует свой отпуск заранее. Загодя устанавливает сроки и продолжительность отпуска, намечает план его проведения, советуется с членами семьи и вместе прогнозируют то, как и где его проведут.
Мы тоже спланировали заранее, что наш отпуск будет в начале сентября. Это самое комфортное время по погоде и спад наплыва туристов в связи с началом учебного года нам только на пользу. В отпуск мы ездим вдвоём, поэтому совместить дней 10 в году для совместной поездки на отдых не сложно. Один вопрос долго не могли решить – куда ехать?
А выбор был не очень большим. Европа в нашем отпускном прейскуранте уже была неоднократно, курс валюты играл не в пользу стран старого света, ещё и политические причины сместили европейские страны в конец списка претендентов на проведение отпуска. Мы за безопасный отдых! Недавнее путешествие через полстраны на автомобиле диктовало нам желание вылететь хоть и не далеко, но за пределы России. Как это часто бывает, решение пришло само. Авиакомпания «Уральские авиалинии» установила новый график регулярных прямых рейсов из Екатеринбурга в Ереван и мы заинтересовались этой темой.
Увидеть собственными глазами гору Арарат и зайти в воду озера Севан я мечтал с детства. Осталось эту мечту сформировать в план проведения отпуска и организовать её материализацию. Первым делом заранее приобрели билеты на самолёт, чтобы шансов передумать даже не возникло. Прямой перелёт Екатеринбург – Ереван – Екатеринбург на два человека обошёлся в 43 602 рубля. Можно было сэкономить 10 тыс.руб. при перелёте через Москву с одной пересадкой, но мы на комфорте решили не экономить и лишние пассивные часы пути в общую продолжительность отпуска не включать. Так нам стало понятно, что неделя у нас будет в распоряжении на весь отдых. Осталось придумать как распорядиться этими днями для эффективного отдыха и знакомства с новой для нас страной.
Ещё будучи дошкольником, я был на палубе пограничного сторожевого корабля в День ВМФ, когда устраивали свободное его посещение для гостей, в честь праздника. На борту этого военного судна красовалась надпись – «Севан». Так его назвали в честь озера. Я ещё тогда решил, что обязательно побываю на озере Севан, чего бы мне этого не стоило. Шли годы, а мечта оставалась в перечне несбывшихся. Арарат - тоже из разряда детской несбывшейся мечты. Эту библейскую историю про Ноя и ковчег знаю с детства. Всегда интересовался, как многие экспедиции в разное время пытались найти ковчег на горе Арарат и исследовать его останки. Увидеть Арарат своими глазами и хоть на шаг приблизиться к легенде – понятное и естественное желание. Чтобы осуществить посещение Севана и бросить взгляд на Арарат, надо было либо планировать выездные экскурсии из Еревана, либо самим броситься в путешествие по Армении. Второй вариант нам был ближе. За его разработку мы и взялись.
Коллега по работе, армянин по национальности, дал совет посетить канатную дорогу, ведущую через ущелье к монастырю Татев. Так в наш план путешествия по Армении был включён еще один пункт маршрута – Татев. Осталось решить технические вопросы с бронированием отелей по маршруту следования и бронированием прокатного автомобиля на период путешествия. Большинство отелей Армении зарегистрированы на Букинге – с этим у путешественников проблем не возникнет. Только надо знать, что не во всех отелях принимают к оплате кредитные/банковские карты, даже если на Букинге указано, что такая форма оплаты доступна. Даже в Ереване могут просто сослаться на неисправность терминала и попросить оплатить проживание наличными. Зато – в любой валюте.
План составили такой. Прилёт в Ереван ночью, с субботы на воскресенье. В аэропорту нам должны передать прокатный автомобиль на 5 дней, за который обещали произвести расчёт с кредитной карты. До Татева порядка 260 км, которые можно преодолеть за 4,5 часа, если нигде не останавливаться. Заселиться в отель под Татевом мы могли с 14 часов, поэтому времени было предостаточно на любые остановки в пути, надо было только найти на карте достопримечательности, которые можно посетить, не уклоняясь далеко от основного маршрута. Таких достопримечательностей мы насчитали три: Хор Вирап, Нораванк и Зорац Карер (Караундж). Их надо посетить обязательно.
Отель «Harsnadzor Eco Resort» в Алидзоре расположен близко к канатной дороге «Крылья Татева» и очень оригинален по стилю размещения гостей. Это больше напоминает кемпинг – летние домики в форме больших бочек, на краю ущелья, с беседками для приёма пищи и необходимыми благами цивилизации (ресторан, туалет/душ, баня, интернет). Забронировали одну ночь, чтобы после катания на канатной дороге и посещения монастыря выспаться и на следующий день выехать к следующему пункту маршрута – озеро Севан. Маршрут на Севан пролегал через Селимский перевал и, расположенный на нём - Каравансарай, что обещало насытить наше путешествие прекрасными горными пейзажами. На западном берегу Севана масса отелей и баз отдыха. Выбрали наиболее близко расположенный к городу Севан отель «Noy Land Resort», который обещал комфортное размещение на самом берегу озера. На Севане мы планировали провести 3 дня, после чего вернуться в Ереван. На прогулки по столице Армении у нас оставалось 2 дня и мы решили, что этого вполне достаточно. Потому, как услуги местного такси в Ереване не так дороги, решили сразу по приезду сдать прокатное авто и спешиться – так будет рентабельнее и спокойнее. Кроме того, останется возможность получить удовольствие от дегустации знаменитого армянского коньяка, гранатового вина и арцаха. Шли томительные дни ожидания запланированного путешествия.
«И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем» - гл.7, Бытие (Первая книга Моисеева).
Часть 2. Реализация планов.
Подготовка к поездке в Армению была не сложной. Билеты, отели и прокат авто были уже забронированы. Визу делать не требовалось (шенгенская на тот момент закончилась и делать новую не было смысла). Даже загранпаспорт не обязателен – можно по российскому посетить Армению. Везти с собой наличную валюту не собирались. Немного наличных рублей планировали обменять в аэропорту на армянские драмы (AMD), остальные деньги на путешествие оставили на банковских картах в надежде на то, что основные расходы (проживание и прокат авто) можно будет оплатить с карт. В случае необходимости, наличные можно снять в любом банкомате в местной валюте. В запасе имели несколько банковских карт VISA (дебетовые и кредитные) разных банков, учитывая некоторые негативные особенности использования карт Сбербанка и большую сеть банкоматов ВТБ (Армения).
Вещей брали по-минимуму. Летние рубашки, футболки, штаны, лёгкую обувь. Для гор – джинсы, кофты и кроссовки. Для подстраховки – по ветровке. Прогноз погоды на эти дни обещал солнечную жаркую погоду и резких изменений не предвиделось. Штопор не брали, а зря – в Армении он может понадобиться. Очки от солнца и защитный крем обязательны - это мы взяли. Купальные костюмы взяли, хотя до последнего дня сомневались в возможности их использования. В общем, все – как обычно.
Учитывая то, что 5 дней нам предстояло путешествовать на автомобиле (взятом на прокат), необходимо было позаботиться об его оснащении. Всегда беру с собой в путешествия экшн-камеру, которая помогает мне снять самые интересные моменты путешествия. Для неё я припас крепление на лобовое стекло автомобиля и адаптер питания от бортовой сети, чтобы в дороге использовать камеру в режиме видеорегистратора. В случае необходимости, легкосъемное крепление позволяет снять камеру и использовать её в других режимах.
В качестве навигатора я обычно использую плашетник с предустановленными навигационными программами. Карты Армении в эти программы не были залиты, что создало некоторую проблему, т.к. их установка оказалась не бесплатной. Я отказался от планшетника и сделал выбор в пользу старого смартфона, который лежал у меня в запасе. Во-первых, компактные габариты и вес позволят комфортно использовать его в перелёте и при прогулках. Во-вторых, на нём уже есть установленные приложения с картами и сервисом навигации. В-третьих, на смартфон можно установить еще массу приложений, которые понадобятся именно в этом путешествии всего один раз. В этом же смартфоне установил SIM-карту (тоже резервную) с активированным международным роумингом и подключенной опцией для использования интернет-соединения по выгодному тарифу в Армении. Конечно, мы сомневались в качестве покрытия сети для использования мобильной связи и интернета в путешествии по Армении. Совершенно напрасно! Связь работала везде, без каких-либо проблем. Провалов в сетке практически не было. Для экономии средств при использовании мобильного интернета, мы заказали роутер в комплекте с прокатным автомобилем. Роутер обеспечил непрерывный доступ в интернет на протяжении всей той части путешествия, что мы осуществили на авто. Был даже один момент, когда в отеле на берегу Севана WiFi стал отваливаться и выпадать из интернета, тогда мы взяли роутер из авто и включили его в номере, запитав от обычного телефонного зарядника – проблему обошли.
Конечно, для проката автомобиля обязательно надо взять с собой водительское удостоверение. Обычные права, какие сейчас выдают, вполне подходят для управления транспортом в Армении. Никаких особенных международных не требуется. В Армении предстоит много кушать фруктов, мяса, других продуктов, к частому употреблению которых наши желудки не привыкли. Вывод – при комплектации походной аптечки надо учесть риски перехода желудочно-кишечного тракта в нештатный режим функционирования… Мы это учли и избежали лишних проблем. В плане подготовки всё…
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» - гл.8, Бытие (Первая книга Моисеева).
Часть 3. Сошествие на землю святую.
Электронное письмо и СМС-сообщение известили о переносе вылета на целый час позже, что не привело к панике. Просто перенесли время заказа такси в аэропорт. Оценили положительную сторону путешествия в Армению – багаж оказался небольшим. Один чемодан на двоих в половину допустимой нормы веса (по меркам «Уральских авиалиний») и рюкзачок с видеоаппаратурой и ноутбуком. Причины переноса вылета оказались какими-то техническими. Видимо, произвели замену самолёта, и мы без особых проблем вылетели в Ереван. В небе провели 3,5 часа. Подремать не удалось, питание тоже нельзя считать полноценным ужином. С нетерпением вглядывались в иллюминаторы, пытаясь предугадать, что нас ждёт за бортом самолёта…
После посадки в здании аэропорта, когда двигались к паспортному контролю, встретили на своём пути первый обменный пункт валюты, работающий круглосуточно. Решили не откладывать вопрос обмена рублей на драмы на потом и сделать это сразу, т.к. после получения прокатного автомобиля сразу поедем в Татев и заезжать куда-либо в Ереване не будем. А значит – обменять валюту или снять наличные в дороге будет негде, а питаться и заправляться топливом надо будет только за наличные. Да и с отелем еще не было гарантии в принятии оплаты картой. Насколько был невыгоден курс обмена – не считали. Наши расходы планировались быть скромными, поэтому мы обменяли 36 000 рублей на 290 000 драм.
Паспортный контроль и получение багажа не заняли много времени, и мы быстро оказались перед открывающимися дверьми зала прилёта. Встречающих – море! Сотрудник прокатной конторы был легко опознан по табличке с её названием. Поздоровались, обсудили перелёт и погоду по пути к автомобилю, после чего принялись за оформление передачи автомобиля, который почему-то оказался совсем не тем, что значилось в заявке…
- Это ведь совсем не тот автомобиль, который мы заказывали?
- Вы заказывали Kia Rio с МКПП и кондиционером?
- Да.
- Это и есть Kia Rio, только это лучше – Рено… Смотрите – белый, седан, с МКПП, с кондиционером… Всё, как Вы хотели, только немножко лучше!
- Только это – Рено Логан.
- У Вас в России это самый популярный автомобиль, поэтому в нашем RentaCar их достаточно. Вы не почувствуете дискомфорта. Вам понравится!
Сбоку посмотрели – вроде чуть похож на Киа…
Часть 4. Дорогой длинной, дорогой не прямой.
На эмоциональном подъёме мы продолжили свой путь в сторону Татева. В беседах о первых впечатлениях пролетали километры пути. Организм требовал нормальной еды и очередной остановки. Но мы заехали в Арени – посёлок, который в нашем путеводителе не значился, а на карте это был просто один из населённых пунктов нашего маршрута. Оказалось, что в этом городке и расположен винный завод, выпускающий известное вино по таким же названием - «Арени». Дегустационный зал и магазин уже были открыты и мы зашли полюбопытствовать. Скромно. Но по одной бутылке вина «Арени» купили – розовое, красное, белое.
Осмотрелись вокруг – кафе имеются, но они ещё закрыты. Раньше 10 часов рассчитывать на полноценный завтрак не приходится. Дальше, по пути обещали, что есть ещё кафе, мы и двинулись. Да, были ещё кафе и даже хорошие зоны отдыха с банями, бассейном, но тоже ещё были закрыты. А находились они как раз на перекрёстке, где значилась табличка с надписью «Нораванк». Такой пункт в нашем перечне достопримечательностей был и мы свернули направо, по узкой дороге, между вертикальными скалами.
И вновь были поражены. С двух сторон дорогу «обнимали» высоченные скалы. И эта узкая полоска дороги, изгибаясь на протяжении 8 километров была естественным образованием – рядом с дорогой текла река. Узкая, мелкая, горная река. Виды просто наикрасивейшие. Мы даже один раз развернулись обратно и ещё раз проехали, чтобы посмотреть вновь и снять эти скалистые стены высотой до неба с образовавшимися в них на разной высоте гротами и пещерами. Идеальное место для тренировки альпинистов, которых мы и встретили на одной небольшой площадке прямо у дороги. Дорога потом резко пошла вверх в гору и закончилась парковкой у монастыря Нораванк. Тоже очень древний и красивый исторический комплекс строений. Монастырь расположен между скал, на горе, доступен только по одной дороге, по которой мы и приехали. На знаке «Парковка» имелась надпись «200» - наверно платно… Если быть точным, то парковок две. Одна, что пониже, позволяет парковаться бесплатно вдоль дороги. На ней стояли микроавтобусы, которые привезли организованные группы туристов. Та парковка, что повыше, была платной. Человек с бейджем периодически показывал своё участие в постановке авто на место парковки, чем и вызывал к себе внимание, предлагая потом заплатить 200 AMD за услуги. Какие именно услуги мы оплатили и на каком основании – не знаю. Никаких квитанций или подтверждающих документов об оказании услуг мы в замен не получили. Но так в Армении организовано в местах массового скопления туристов и мы ещё не раз столкнулись с подобными платными услугами парковки. Сумма идентична 24 российским рублям, поэтому будем считать это благотворительным пожертвованием дядьке, который машет руками и показывает куда рулить на парковке)))
Туристов в монастыре Нораванк уже было много. Мы заподозрили что-то неладное… Ведь специально пустились в путешествие в начале сентября, чтобы было поменьше туристов. А тут столько детей школьного возраста! Потом дошло – сегодня воскресенье. Много армянских школьников привезли организованными группами показать исторический памятник. О своём просчёте мы потом ещё вспомним в Татеве, где кроме школьников, будет масса местных туристов и выстроятся очереди на канатную дорогу. Как же мы могли допустить такую ошибку? Логичнее было бы первый день провести в Ереване, а потом уже пуститься в автопутешествие. Но график уже не изменить. Погуляли по монастырю, пофотографировали, поставили свечи в храме, потрогали каменные древние стены. Посмеялись над тем, как туристы карабкаются по узеньким каменным ступенькам, торчащим из стены храма, не закрытым поручнями. Почему-то все храмы в Армении считают большими. Но у нас и поболее храмы стоят. В простой деревне старая восстановленная церковь повыше будет, чем храм в Нораванке или в Татеве. Или мне так показалось на фоне большущих гор и уходящих вертикально вверх и вниз скал? Но каждый камень здесь – древняя история. Всё равно впечатляет. И больше всего удивляет наличие источников питьевой воды. Везде, где есть люди, имеются краники, из которых течёт питьевая вода. Высоко, в горах! Как она туда попадает?
Двигаясь дальше, на Татев, проехали Ехегнадзор – большой город с признаками присутствия промышленных предприятий. После него наша дорога пошла строго на юг и стала менее людной. В Ехегнадзоре сходятся разные дороги – на обратном пути из Татева нам надо будет здесь свернуть наоборот на север – на Силимский перевал, за которым расположен Севан. Время приближалось к полудню, а мы ещё и не завтракали… После Ехегнадзора нам стали попадаться кафе, в которых можно было поесть. Выбрали самое популярное у туристов и ахнули – свободных мест просто нет! Несколько микроавтобусов высадили туристов для поедания пищи и официанты просто не успевали всех обслужить. На раздаче просто обслуживали на вынос тех, кто не нашел свободного места в зале со столиками. Огорчились, купили по кусочку пиццы и бутылочку воды, поехали дальше на Татев. А солнце было уже высоко и стало не на шутку припекать.
До следующей возможности покушать долго ехать не пришлось. Буквально через пару десятков километров попался городок, в котором на одном пятачке разместились АЗС, АГЗС, пара банкоматов и кафе (киоск по продаже солнцезащитных очков – в придачу!). Заправка не требовалась, а покушать толково не помешало бы. Обед как-никак наступил. Это было первое знакомство с армянской национальной кухней. Так себе знакомство скажу вам… Кушали салат, далму и кебаб. Запивали молочным напитком Тан. Далма оказалась «оригинальной»… Заказывали 4 штучки далмы на пробу, но в тарелке принесли две далмы настоящих (в виноградном листе), две далмы поддельных (в капустном листе) и два фаршированных перца (видимо – комплемент от шеф-повара и компенсация за капусту). Подали со словами: «Попробуйте нашу далму и армянские голубцы». Ну, разве можно спорить с такой подачей блюда? На вкус весьма хорошие блюда получились. Кебаб быстро проскочил в желудок – видимо очень вкусным оказался. Салат (как и везде, где мы кушали) был стандартным для нас – помидоры, огурцы, перец, лук и зелень. Никакой заправки к салатам армяне не используют. Ни масла, ни сметаны, ни майонеза. В ходе поглощения продуктов появилось желание испить кофе. В долгой дороге бодрящий напиток (если он сварен в кофе-машине) мобилизует и помогает справиться с усталостью. Попросил кофе. Спрашивают: «Вам по-армянски?». Простите, не готов к такому вопросу… А чем кофе по-армянски отличается от обычного эспрессо? Мой вопрос внёс замешательство в диалог. Вкус? Способ приготовления? Способ подачи? Что в нём особенного? Девушка не ответила, а спросила: «Вам какой лучше?» Я говорю, что мне надо кофе крепкий, бодрящий, чтобы не уснуть за рулём. Она сказала: «Я принесу кофе, который Вам понравится»… И принесла. По-моему, обычный растворимый «Несткафе».
Мне знакомые армяне пытались объяснить как готовят кофе по-армянски. Да простят меня сами армяне… Это по сути и есть рецепт кофе по-турецки. Если делать не в турке, то - эспрессо. Может в Армении просто эти названия не принято употреблять? Или мне что-то не договаривали… В отелях всё проще – там кофе по-армянски означало значительное упрощение рецептуры его приготовления. Насыпали в электрочайник кофе, заливали водой и включали до закипания. После пары минут отстоя разливали по чашкам. После такого рецепта я зауважал чай, заваренный армянами. На чае не экономят и настаивают заварник добросовестно. Поехали дальше? В 4800 драм нам второй завтрак обошёлся (почти 600 руб).
После запоздалого, но полноценного завтрака ехать стало веселее. Хотя пейзаж за окнами был уныло однообразным. Хотя пейзаж за окнами был уныло однообразным. После Спандарянского водохранилища (страдающего низким уровнем воды от сухой жаркой погоды) проскочили плановую остановку – не нашли указателя на Зорац Карер (Караундж). Надо было по населённому пункту ориентироваться – поворот на Сисиан. На обратном пути мы его всё-таки посмотрели и не пожалели. А в этом направлении нам по дороге ещё попалось несколько торговцев мёдом. Пасеки стоят недалеко от дороги, и мёд свежего урожая выставлен на продажу на обочинах и перекрёстках (прям как у нас в Башкирии). Килограмм мёда потянул на 4000 драм (примерно 500 руб). Ну очень вкусный мёд! От башкирского отличается нежным, почти не заметным, ароматом. Но вкус отличный. Привезли баночку домой для пополнения народной аптечки.
Что примечательно на дорогах Армении? Автопарк… Напоминает Кубу, где в рабочем техническом состоянии поддерживается очень много раритетов. Особенно – советского автопрома. Так и в Армении (не Ереване!). Самые часто встречаемые модели авто: «шестёрка», «копейка», «волга»(имеется в виду 24-я, реже – 31-я) и ЗИЛ-130. Из иномарок, кроме «Мэрса» разных возрастов, редко что-нибудь другое встретишь. Скоростей у армянских водителей всего две… Первая – «плохо едет»: это когда багажник на крыше переполнен и груз свисает до порогов, багажник задний открыт и часть груза свисает из него, а глушитель автомобиля скребёт по дороге. Вторая скорость – «нормально так еду»: это когда локоть левой руки свисает из окна, правая рука на руле уворачивает машину от ям и попутно-встречных автомобилей, а шины свистят. Сплошной разделительной полосы для водителей Кавказа не существует в природе. А если навстречу едет грузовик или автомобиль на «первой армянской» скорости, то надо всегда ожидать вылетающего из-за него, навстречу тебе, «джигита», который не привык ждать более удачного момента для обгона. Тебе же подождать проще… Зная эти особенности, можно безаварийно ездить по дорогам Армении. Правда, придорожных могилок с цветами в Армении примерно столько же, сколько на всех дорогах России вместе взятых. Гужевой транспорт не встречался, а вьючный – только один раз, когда перегруженный ослик уныло брёл вдоль дороги. Зато много домашнего скота на просторах Армении бродит без присмотра. Коровы на дорогу выходят неожиданно, но страшнее всего «джигиты», которые ещё более неожиданно объезжают этих коров на «второй армянской» скорости по встречной полосе или по тротуару.
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» - гл.8, Бытие (Первая книга Моисеева).
Часть 5. Крылья Татева.
Минуя парковку и посадочную станцию канатной дороги на Татаев (сюда мы вернёмся чуть позже), едем через старую деревню Алидзор и паркуемся у деревянных ворот с надписью нашего отеля «Halidzor Resort & Restoran». Как здесь мило! Похоже на кемпинг. Летние домики в форме бочек. Беседки со столиками и стульями. Много деревьев и горы вокруг. А сверху, над головой – та самая канатная дорога «Крылья Татева». Девушка-администратор хотела узнать номер нашего бронирования, но крупный армянин, выступающий в роли управляющего, сказал: «Подожди! Дарагой, как тебя завут? Сергей? Убери паспорт. Для вас с женой готов лучший номер. С тебя 10 000 драм, домик № 2, ключи в двери, бросай вещи и приходи кушать. У нас ресторан – пальчики оближешь!» Я попытался спросить на счёт безналичной оплаты… «Зачем карта? Терминал сломан. Нет драм – давай рубли. Можешь долларами или евро рассчитаться. Любую валюту беру». Я заплатил наличными 10 000 AMD и занёс все вещи в «бочку».
Времени терять не стали. Уже понимали, что в воскресный день и на канатке народа может быть много. Помчались за билетами. Даже в билетную кассу была очередь и двигалась она неспешно. В одном здании разместилась и касса, и кафе, и туалет. В кафе только напитки и закуски, нормальной кухни нет. Туалет не назовёшь комфортным, но со стороны посадочной станции на канатку есть другой туалет, отличающийся чистотой и комфортом. Надо было нам купить билеты на «Крылья Татева» перед заселением в отель. Но мы ведь не знали, что загруженность туристами превысит даже наше воображение. Работают две кабинки, которые двигаются по канатке реверсивно навстречу друг другу. Продолжительность нахождения в пути над ущельем – 16 минут. Количество пассажиров, перевозимых кабинкой, ограничивают путём продажи билетов на конкретное время посадки. Когда наша очередь в кассе подошла, то нам достались билеты на 16:45. А текущее время было 15 часов! Это ж минимум полтора часа еще болтаться.
Стоимость путешествия на канатной дороге в оба конца на два человека составила 10 000 AMD (т.е. 1 200 руб). Покупать билеты конечно лучше сразу с оплатой обратной дороги. Просто после 15 часов наплыв туристов в обратном направлении достаточно большой. Время в билетах на посадку в обратный путь указывают 18:45 (дорога закрывается в 19:00), но посадка осуществляется в порядке живой очереди. Нам рекомендовали успевать до 18:30. Мы конечно сомневались, что успеем за час-полтора осмотреть Татев. Выбора не было, надо было успевать. Иначе весь график ломается. Учитывая запас по времени перед посадкой на канатку, решили доехать до кафе и поесть, чтобы не столкнуться с этой проблемой там, в Татеве. А в историческом комплексе Татев комфортных условий для питания нет, негде посидеть и полноценно покушать. Вернулись в один из посёлков, что недавно проезжали и в одном из придорожных кафе попросили нас накормить. Стандартный армянский набор: кебаб, салат, лаваш, компот. Зелень, маринованный горький перец и козий сыр принесли по-умолчанию, хоть и не было об этом речи. Вкусно, комфортно и гостеприимно покормили за 6 500 AMD, т.е. 800 руб. (суммы за питание указаны везде с учётом чаевых). К назначенному времени мы вернулись на парковку перед канаткой (она на удивление бесплатная). Билеты на путешествие по небу проверяют дважды – сначала контролёр, внимательно проверяющий время посадки, указанное в билетах, затем – автомат, считывающий штрих-код с билета и открывающий доступ через турникет.
Вагончик с туристами трогается и начинается удивительное приключение. Протяжённость дороги – почти 6 километров. За 16 минут пути усеваешь рассмотреть восхитительные горные красоты с высоты птичьего полёта. Вот и наша «бочка» видна внизу, совсем на краю обрыва! Вниз уходит извилистая гравийная дорога, которая огибает руины какого-то древнего селения и выходит к каменному мосту. Это - Чёртов мост. Его создала природа. В вагончике все ахают от красот, которые открываются перед нами при движении по канатной дороге. Аудиогид рассказывает на русском языке обо всех достопримечательностях, а «бортпроводница» в стильной форме сотрудника комплекса поясняет на армянском языке и показывает направление, куда надо смотреть. Сам монастырь Татев повторяет своим стилем Нораванк. Строители активно ведут работы по реставрации части строений. Конечно, одного часа хватило, чтобы осмотреть весь комплекс, сделать необходимые фото-видеокадры и получить порцию адреналина на смотровой площадке, свисающей над бесконечной пропастью. Осмотрели сувенирные лавки, не нашли ничего особенного. Торговый ряд женщин, продающих разные лечебные растения, наше внимание тоже не привлёк. Решили, что на этом объем экскурсии выполнен, и можно пуститься в обратный в путь. Около получаса прошло в ожидании очереди для посадки в кабинку и отправки назад. Обратный путь был не менее интересным. Хорошо, что успели все посмотреть до закрытия канатки. Но в рабочий день это было бы сделать комфортнее, чем в воскресенье.
Часть 6. Говорящие камни и Селимский серпантин.
Камни не просто разбросаны, а являются свидетельством проживания здесь древних людей. Какие-то камни вкопаны вертикально, как Стоун Хэндж. В некоторых сделаны отверстия. Много камней выложены в линии или курганы. О том, что их сложили и обработали люди – видно при рассмотрении. И это всё сделали порядка 3-х тысяч лет назад! Считают, что люди здесь жили, пасли скот, хоронили умерших, потом неоднократно покидали это место и неоднократно возвращались сюда вновь. В могильниках находили много рукотворных изделий быта и оружия. Любопытно это всё. Так впечатляет, когда прикасаешься не просто к истории, а к древней истории. Археологами пронумерованы и зарегистрированы 233 камня, имеющих историческую ценность. Всего их в несколько раз больше. И археологи копают глубже. Они предполагают, что если заглубиться на 2,5 – 3 метра, то можно найти и камни с древними рисунками – петроглифами.
Когда въехали в посёлок Мартуни, стало понятно, что голубая полоска на линии горизонта – это Севан. Следующий остаток пути до отеля пролегал вдоль западного берега озера. По пути попался вполне приличных размеров продуктовый супермаркет. Но мы его пролетели. Очень хотелось кушать и заселиться в отель. «Noy Land Resort» - приличного вида территория, больше напоминающая базу отдыха (как, впрочем, и все остальные строения на берегу Севана). Большой двухэтажный ресторан с террасой, асфальтовые дорожки, множество домиков вдоль берега, два двухэтажных корпуса и один - трёхэтажный, в котором мы и поселились. А вот рецепшн расположился в скромном деревянном домике, который можно было принять за сарайчик.
Молодые и симпатичные армянки-администраторы рассказали нам правила проживания, перечень услуг, приняли платёж за проживание. Рассчитался кредитной картой – за 3 ночи двухместный номер с завтраком обошёлся в 54 000 AMD (примерно 6,5 тыс. руб.). Парковка на площадке перед рецепшн бесплатная. Машин много, а значит и гостей много. Традиционно, номер ожидал нас с ключами в двери номера. Обстановочка очень понравилась. Но удивили два момента: кондиционер отсутствовал напрочь, а полотенце в номере оказалось одно. Впрочем, с первой проблемой всё оказалось понятно – летом в самую жару на берегу Севана совсем не жарко, примерно, как на берегу Увильдов, и кондиционер не понадобился. Вот что значит – 2000 метров над уровнем моря! Вторая проблема решилась не сразу – пришлось немного проявить настойчивость. На этом, казалось бы, проблемы должны были закончиться и нам хотелось погрузиться в пассивную часть отдыха – «пляжно-купальную». Но ещё одна проблема не давала нам покоя на протяжении этих трёх дней – нестабильная работа WiFi. На общем фоне стабильной работы мобильной связи по всей территории Армении, эта ситуация показалась странной. Доступ не был запаролирован, уровень сигнала на всей территории отеля был высоким, но доступ в Интернет периодически отваливался. Нам это не очень понравилось, и мы вышли из ситуации простым способом – достали из автомобиля роутер, включили питание через телефонный адаптер и продолжали пользоваться социальными сетями без провалов в связи.
Всё остальное в отеле нам понравилось. Конечно, с поправкой на национальные особенности сервиса. Например, уборка в номерах проводится ежедневно, но лишь частично – постельное бельё и полотенца не меняют. Зато холодильник нормальных размеров и не забит всякими платными напитками! Пообедали в ресторане, на плавучем понтоне. За 11 300 AMD мы скушали по салату, по шашлыку, овощи на гриле, много лимонада и выпили капучино с десертом – в рублях это получилось бы примерно 1 300 рублей. Это и понятно: кухня приличная, блюда большие и вкусные, а ресторан добавляет к ценнику 10% за обслуживание. Официанты вежливые, русский язык знают в рамках меню, но весьма неторопливые (как и все армяне). Мы по-быстрому съездили в город Севан (порядка 10 километров), купили фруктов и разных продуктов, заправили автомобиль бензином на 10 000 AMD (вновь 25 литров) и пошли гулять по вечерней набережной.
Понравилась планировка и дизайн территории, а также - присутствие элементов развлечений. Олени по утрам паслись на лужайке. В отдельном загоне были кони. По территории отеля были расставлены в виде памятников броневик, БМП и самолёт Як-42. Где их спёрли – ума не приложу!
Часть 5. По часовой стрелке или против часовой?
Завтрак в ресторане не отличался разнообразием. Каша, омлет, сосиски, овощи, варёные яйца и лаваш с булочками. Из напитков выбор не намного больше – сок двух видов, вода, чай (зелёный и чёрный) и кофе. Кофе видимо по-армянски… В электрочайник насыпают кофе, заливают водой, доводят до закипания и пару минут отстаивают. Гадость конечно. Хорошо, что в баре есть кофемашина, которая может капучино выдать. Но мы не капризные, нам важно не разнообразие, а качество продуктов и сытность. В солидном размере окон ресторана мы увидели, что погода нас продолжает радовать безоблачным небом и ярким солнцем. Решение было принято – едем в круиз по побережью Севана. Полежать на шезлонге, как тюлени, мы еще за 3 дня успеем, поэтому надо пользоваться оплаченным прокатным автомобилем и постараться получить максимум возможных впечатлений от путешествия.
Севан на карте - https://yandex.ru/maps/?um=constructor:51fbd969727e6604ec748a604fbcec71f1dec6fb0f5ba6b359324bd2706800fe&source=constructorLink
Объехать вокруг озера Севан – это потратить полдня, если делать остановки, но при условии, что дорога будет везде асфальтовая. По прикидкам мобильного сервиса карт, пробег составит примерно 240 километров. Осталось решить, в каком направлении поедем – по часовой стрелке или против? По западному побережью с юга на север мы уже проезжали вчера, а значит пройдём этот участок налегке. Приняли решение оставить этот участок в качестве финишной прямой, двинув сначала через город Севан по северному побережью на восток. Как потом оказалось, это было правильное решение, т.к. всё самое интересное как раз и встретилось на нашем пути в самом начале. А вот восточное побережье… ох уж этот псевдо-советский неоклассицизм! Давайте расскажу всё по порядку.
Дальше дорога уже знакомая. Первая нормальная остановка после такого мрачного путешествия – у супермаркета, который вчера проехали. Купили продуктов немного (это просто потому, что не кушали давно и проголодались), местного пива «Киликия» на вечер и поехали искать продавцов рыбы, раков и коньяка. Вчера мы все эти торговые точки пролетели мимо. А сегодня надо найти – а чем же ещё заняться на берегу Севана оставшееся время? Продавцов коньяка мы не нашли – красочные вывески с «Араратом» и «Ноем», призывающие купить отличный армянский коньяк, скрывали за собой обычные продуктовые магазинчики с обычным магазинным коньяком известных двух армянских заводов. Продавцов раков мы совсем не встретили на пути до отеля (это странно, т.к. день назад видели пару рабочих точек, а на северном берегу из просто много), что нас ещё больше расстроило. С рыбой было чуть лучше – дважды остановились и купили сига вяленного и копчёного. Немного, чисто для пробы (что мы сига не едали что ли?), на 4 000 AMD. Другой рыбы в продаже не было, впрочем, и в озере с ней тоже теперь проблемы – давно уже не ловится местная форель, чисто севанские: беглу и храмуля. Человек сильно испортил озеро. Остались раки. Но продавцы рыбы нам говорили, что и с раками проблема. Не верим мы в это! Будем искать.
У дороги увидели вывеску: «Кафе Батя». Мы и в прошлый раз удивились названию. Везде обращение к нам – «Братан», а тут вдруг – «Батя»… Заехали. За время кругосветки мы сильно проголодались. Сразу с порога спросили: «Кебаб из раков есть?». Ответ был положительный и мы погрузились в уютную беседку из камыша в ожидании вкусностей. Кебаб из раков и правда очень вкусный. На один кебаб уходит порядка 25-30 раков. Из раков делают фарш, как из мяса и добавляют лука и специй. Готовят на огне. Нормально так покушали. На 7 000 AMD (850 рублей).
Часть 6. Рай на земле есть.
Завтрак без сюрпризов и похмелья. Только прекрасное голубое озеро шептало о том, что мы на отдыхе. Но наша цель – севанские раки, - ещё не достигнута. Значит рано успокаиваться и падать на шезлонг! Вновь садимся в авто и следуем в Севан на рынок. Где же ещё можно найти раков! Думаем – на рынке…
Севан город не большой, но густонаселённый. Улочки забиты транспортом и людьми. Ездить по такому городку – только мука. Особенно, когда ты едешь по нему впервые, не зная точно маршрута. Рынок маленький. Все продавцы в основном на входе, на территории рынка почти никого и нет. Но рыбный павильончик есть. Там только рыба. Спросил про раков – ответили, что нет их. Такой облом… Ведь мы были уверенны, что уж на рынке-то наверняка всё есть. Молодые парни, продавцы рыбы, между собой оживлённо переговаривались на армянском. Не сразу понял, что это касается моего вопроса про раков. Один из них обратился ко мне: «Братан, иди сюда. Покажу, где раки». Вышли с ним на улицу и даже немного на дорогу. «Там за два перекрёстка, видишь дом с красной черепицей? На нём вывеска с рыбой. Там есть раки.» Спасибо, братан! Еще 15 минут дорожного хаоса и мы у вывески с рыбой. В магазине много аквариумов. Вдоль одной стены только аквариумы с раками. Есть маленькие – по 3… и есть большие – по 5… Мы поинтересовались: варёные раки есть? Обещали прямо сейчас сварить любых на выбор. На самом деле раки разделены на 5 размеров. Мы выбрали 4-й аквариум с большими раками, но не самыми большими. Решили, что одного килограмма на двоих достаточно. Погуляли 20 минут по окрестностям, вновь посмотрели на нарядных школьников – такое впечатление сложилось, что на весь город всего одна школа и все дети в ней собрались в одно время. Все ближайшие окрестности просто сияли белыми рубашками и блузками этих детей. Сплошной праздник!
Раков приготовили на совесть – с приправами, морковью, томатами, пряностями. Упаковали в контейнер и вручили нам за 3 400 AMD (400 рублей). По пути взяли ещё фруктов, а в продуктовом магазине прикупили ещё пива, подарочную бутылку коньяка и три пакетика кофе в зёрнах на вес. Кофе в продуктовых магазинах продают прямо из мешков, взвешивая зерна или тут же перемалывая их на большой (размером со станок) кофемолке, поэтому в магазинах всегда сильный, насыщенный аромат свежего кофе. Потому как на нашу прогулку по городу ушло почти полдня, мы решили перекусить в кафе, не плотно так, наскоро, чтобы не дать ракам остыть. Наивно понадеялись на скорое обслуживание в кафе (уже в который раз). Название кафе хоть и французское, расторопность вполне армянская. С часок мы потеряли в этом кафе на лёгкие закуски, а ведь ещё специально уточнили, что из меню готово и не надо долго ждать. Обед по расходам (не по времени обслуживания) оказался скромным, всего на 2 200 AMD (меньше 300 руб). Завершив его, мы поспешили в отель.
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею». - гл.9, Бытие (Первая книга Моисеева).
Часть 7. Москва – не Россия, Ереван – не Армения. О столице.
И вновь завтрак не поразил разнообразием. Зато сытно. Сделали прощальную прогулку по берегу озера Севан с фотографированием. Сдали номер и собрались в путь. А путь до Еревана не сулил длительных перемещений на автомобиле. Приложение в смартфоне показало 65 километров до столицы Армении и предсказало, что преодолеем мы его за 1 час времени. Дорога – почти везде отличный асфальт с разметкой и разделительной полосой. Камер видеофиксации нарушений на дороге полно, но особо и не разгонишься – трафик движения достаточно плотный. Остановка в пути была одна – заехали на автомойку, чтобы смыть с Рено севанскую пыль и насекомых. За мойку кузова и ковриков молодой парень, не говорящий по русский, попросил с нас 1 700 AMD, мы заплатили без сдачи 2 000 драм.

Перед въездом в Ереван ещё долили бензина до полного бака – теперь Логан был полностью готов к сдаче в прокатную контору. Сдать его владельцам мы должны были до 18 часов. Запас по времени был – в Ереван мы въехали во втором часу.

Лёгкая и быстрая прогулка по Еревану плавно перешла в романтическую неспешную прогулку по пешеходному Северному проспекту. Под ним расположена подземная галерея с бутиками на всю длину проспекта. Для нас эта галерея носила особую ценность – там был очень комфортный туалет. После очень сытного обеда мы не были голодны, но с наступлением сумерек и атмосферы романизма вдруг захотелось хорошего кофе, коньяка и мороженого. Решили, что лучший кофе нам предложат во французском кафе «Café De France» (большинство кафе в Ереване носят либо французские, либо итальянские названия), куда и подсели. Мы не ошиблись, мороженое подали тоже прекрасного вкуса. В этом же кафе я вкусил самый вкусный коньяк в Армении! Будете смеяться – самый вкусный коньяк в Армении оказался Французским! Да, тот самый бокал, что у меня в руках на этом фото – это 100 грамм отличнейшего французского коньяка за 13 000 AMD. Я не описался – больше 1,5 тысяч рублей за 100 грамм коньяка! Ну он нереально фантастический по аромату и вкусу. И употреблять его надо отдельно от кофе и от мороженого. Закуски совсем не требует. А глоток кофе требуется лишь для того, чтобы «обнулить» послевкусие и вновь насладиться волшебной песней ароматного напитка. Очень сильно отвлёкся – армяне обидятся.
Оставив в кафе 18 700 AMD, мы прогулочным шагом дошли обратно к оперному театру, где за 1 500 AMD взяли такси до отеля. С армянами общаться в Ереване достаточно интересно. Почти все таксисты прошли стадию гастробайтера, т.е. успели какое-то время поработать за пределами своей Родины и вернуться в Армению. В Армению возвращаются тогда, когда работа уже перестаёт быть смыслом выживания, т.е. эти люди продолжают работать только для того, чтобы себя и семью прокормить, а заработанное ранее позволило обрести дом и автомобиль. Да, для армянина автомобиль – это символ достатка, это признак состоятельности, визитная карточка мужчины и орудие труда. Самые зажиточные армяне имеют несколько автомобилей, но не для того, чтобы семья пользовалась ими – они эти авто сдают в аренду. Говорят, что автомобили в Армении находят свой последний приют. И действительно – в саму страну автомобилей завозят много, но из Армении почти никто автотранспорт не вывозит. Машинки докатывают свой век по армянским дорогам в руках многочисленных хозяев и завершают жизненный путь на обочине какой-нибудь дороги или рядом со свалкой. Процесс утилизации в стране совсем отсутствует.
Еще обратил внимание на то, что в Ереване много трёхдверных внедорожников. Каждый второй Прадо – трёхдверный, а пятидверных Паджеро я ни разу не встретил, только трёхдверные. Удивительно. У нас таких машин днём с огнём не сыщешь. Но в такси в основном ездят видавшие виды Опель Астры и Мерседесы. Отлично работает приложение Яндекс-Такси. Правда бывают моменты, когда на смартфоне появляется надпись: «Свободных автомобилей нет». Но разница между эконом и люкс совсем смешная (в нашем случае – 1200 и 1500 драм, т.е. меньше 40 рублей), поэтому смело меняем уровень комфорта и максимум через 7 минут такси будет рядом с вами. Почти все таксисты уверенно разговаривают по русский (это и понятно). Много такси просто стоят на парковках города, можно просто подойти и воспользоваться их услугами, но цена как правило будет выше. При стоимости поездки от центра до отеля в Яндекс-Такси 1 200 – 1 300 AMD, частники на улице запрашивали 1 500 – 2 000 AMD. Но это тоже не шокирует – в наших городах типа Нижнего Новгорода или Самары цены на услуги такси (даже в Яндексе) вдвое дороже! Приятнее всего ехать с таксистом, который застал Советский Союз или повидал зарубежные страны – с таким всегда есть о чём поговорить в дороге.
Наш отель хоть и презентабельного класса, не всем таксистам знаком. Мы заранее припаслись бумажкой с адресом и это нас выручало при общении с таксистами. Нам ещё повезло с площадным ориентиром, рядом с которым расположился отель – ботанический сад. Расположение этого некогда удивительно уголка природы знают все ереванцы, к сожалению уникальность сада давно растрачена. Теперь это просто зона отсутствия построек… Минорные нотки настроения нас нагнали в отеле вместе с наступлением усталости. Мы вновь приняли душ, устроили лёгкий ужин из остатка продуктов, оставшихся с Севана и после обильного обеда, и легли спать в абсолютной тишине. Ни насекомые, ни соседи, ни работающий кондиционер, ничто не нарушало тишины. Прекрасная ночь!
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». - гл.6, Бытие (Первая книга Моисеева).
Часть 8. Это Армения, Брат!
Скажете, что я в своём отчёте много места уделяю рассказам о дегустации алкоголя, что не способствует пропаганде здорового образа жизни и противоречит принципам путешествия на автомобиле? Действительно, армяне сами не много употребляют алкоголя. По крайней мере я не видел, что бы сами армяне сидели в кафе с бокалом коньяка или вина. Да я и сам львиную долю путешествия был за рулём, поэтому не позволял себе лишнего. Но есть один порок, который в Армении сильно портил нам впечатление о прекрасной горной стране – употребление табака армянами очень сильно распространено. Не армянами вообще, а армянами в Армении! В России сложно встретить сильно пьющего армянина, а курящего – почти невозможно. В Армении кажется больше половины армян курят. Курят везде – просто на улице, в машинах, на лавочках, в общественных местах и парках, в любом кафе (даже если оно в помещении). Это просто какой-то культ курения в отдельно взятой стране. Это надо понимать, если соберётесь в Армению на отдых. Чтобы не испортить себе настроение, будьте внимательны при выборе скамейки для отдыха в сквере или места за столиком в кафе – рядом может оказаться курящий человек (или их группа) и ничто его не заставит покурить где-нибудь в другом месте.
Что нас удивило в самом Ереване? Местные жители удивили. Ереванцы плохо обеспечены работой. Подходят прямо на улице, предлагают услуги ГИДа и переводчика. Любой даже самый бесполезный и копеечный товар уговаривают купить с таким усердием, что кажется будто это продают уникальный артефакт из ковчега. И разрыв между обеспеченными ереванцами и людьми, находящимися на грани бедности очень большой. Среднего класса нет как такового. Его уничтожили кажется в 90-е, когда Армению накрыл сильнейший экономический кризис с обретением независимости. Все предприятия республики тогда встали. Знаменитая обувная фабрика остановилась и больше не существует. Автомобильный завод ЕРАЗ прекратил своё существование в один момент, а его станки распродали в Иран по цене металлолома. Когда-то в Ереване ходили трамваи… В те лихие 90-е все рельсы разобрали, провода сняли и тоже продали как металлолом. Основной статьёй дохода стал туризм, но чтобы его развивать нужны инвестиции, а их никто не торопится предоставлять.
Второй день пребывания в Ереване, и пятый – в Армении, мы начали с крепкого сна. Плотные шторы в номере отеля не позволили солнцу нарушить наш покой, поэтому мы проспали рассвет и утреннюю зарядку. Чтобы день не пропал совсем, по-быстрому привели себя в порядок и на 9 часов заказали завтрак. Примерно часам к 10 мы вызвали такси и двинулись на нём к продуктовому рынку, чтобы потеснее пообщаться с местным населением. Путь до рынка обошёлся в 1 200 AMD классом «комфорт» через Яндекс. Рынок конечно имеет свои национальные особенности. Пробовать дают все продавцы и всё, что продают можно оценить на вкус. На сытый желудок на рынок ходить нет смысла – просто устанете и обжорство отобьёт всё желание к покупкам. Давали не только закусывать, но и выпивать. Пока купили всё, что планировали по обширному списку, получили ощущение будто побывали на свадьбе. Продавцы все принимают радушно, немного торгуются, но разница цен у двух одинаковых продуктов рядом стоящих продавцов может быть разительной. Кажется, что ты только сторговался с одним продавцом, но решив сравнить с ценой соседа-продавца, отошёл буквально на минуту… и уже первый продавец тебя заверяет, что тебя видит впервые и цена его товара совсем не такая дешёвая, ка ты ему говоришь. Национальный маркетинг? Наверное.
Что можно покупать на Ереванском рынке? Фрукты свежие, фрукты вяленые, орехи в скорлупе и очищенные, сыр, суджук, мёд, приправы. С покупкой гранат (символ Армении) не повезло – видимо ещё не сезон и всего два продавца продавали неаппетитного вида задорого этот фрукт. Пришлось купить пару гранат – без этого домой стыдно возвращаться. На все фрукты-продукты у нас ушло 45 250 AMD (5 500 руб). Конечно, на рынке расчёт за покупки только в наличной валюте, но можно и рублями рассчитаться. Рядом в ТЦ «Ташир» есть банкоматы, в которых без проблем можно снять наличные. Я так и сделал, когда нам не стало хватать наличных драм на покупку продуктов. Всё, что мы купили (кроме сыра), хранится достаточно долго, поэтому переживаний за транспортировку не было. Вновь вызвали Яндекс-Такси и за те же 1 200 AMD отвезли покупки в отель. Кухня в отеле превосходная, поэтому пообедали в номере, заказав по меню ресторана: суп-пюре из тыквы, харчо, овощи-гриль, далму, шашлык и чай в чайнике. Очень понравился суп-пюре – его вкус до сих пор вспоминаем. Стоимость обеда составила 12 210 AMD по «прейскуранту» (немногим меньше 1,5 тыс.руб.).
После такого сытного обеда положена сиеста… но у нас на неё времени не было. На завтра откладывать то, что ещё хотели успеть сегодня, не было возможности и мы, на привычном уже ереванском такси класса «эконом» за тысячу драм, рванули вновь на «Вернисаж». Надо было уже неспеша пройти по торговым рядам сувениров, чтобы докупить то, чего не купили вчера. Приятно общаться с людьми, трогать поделки ручной работы, рассматривать картины и текстиль, слушать унылую песню дудука и время от времени возвращаться к краникам с питьевой водой.
Часть 9. Миссия выполнима!
Это было настоящее испытание. И мы должны были его пройти. Не Голгофа, но тоже гора. В общем, решились мы на восхождение по Ереванскому каскаду на самый его верх – на смотровую площадку. Утром специально позавтракали не плотно, чтобы легче было проходить испытание. И, как специально, забыли взять бутылочку для питьевой воды.
Собираясь с силами и настраиваясь на суровое испытание, мы ещё раз осмотрели абстрактные фигуры разных персонажей, расставленные по скверу у подножия каскада. Никакой композиции. Просто скульптуры разного стиля разных авторов были хаотично расположены для их обозрения туристами. Надо понимать, что почти все эти скульптуры – подарки городу Еревану от людей, считающих себя талантливыми. Видимо другие города не позволили бы себе выставить такое, имея возможности оплатить работу хороших мастеров и художников. А Еревану отказываться незачем – современные скверы и площади не богаты архитектурными изысками. Туристы фотографируют и фотографируются, значит и так сойдёт! Слева у лестницы большие двери с табличкой о размещённой внутри галерее арт-искусства. Не стали терять время решили зайти после возвращения с вершины. Это третья оплошность, а ведь всё могло произойти не так героически, как задумывалось. Но свершилось так, как задумали.
Под палящим уже солнцем. Без питьевой воды. Делая остановки для кратковременного отдыха, мы взошли по каскаду на смотровую площадку. Мы сделали это! Перед самой площадкой метров 100 незавершённого строительства ступеней каскада. Говорят, что этот недострой уже несколько лет портит вид всего архитектурного ансамбля. Видимо средств на завершение строительства больше нет. С площадки весь город – как на ладони. Очень красиво. Из-за дымки гора Арарат видна не совсем чётко. Да, она такая высокая, что её видно из Еревана. Очень красиво! Просто грандиозно! Фотосессия и спуск вниз. Вниз спускаться легче. Под левыми ступенями каскада вновь какие-то двери… Перед ними фонтанчик питьевой воды – немного утолили жажду и решили заглянуть внутрь помещения. Это и есть галерея! Та самая, вход в которую есть у подножия. И вот ведь удивительное какое дело – по этой подземной галерее идёт эскалатор! Он совершенно бесплатно и с комфортом доставляет людей на вершину каскада и к её подножию! Мы ощутили себя обманутыми. Ох, уж этот таксист и его ухмылка! Чувство гордости за совершённый подвиг трансформировалось в чувство потерянного времени. Но мы не пали духом и отнеслись к этому по-философски – это физическое упражнение было судьбой нам назначено в качестве компенсации за поглощённые в последние дни объёмы пищи. Правда в этот день мы с лихвой компенсировали потраченные килокалории. Сама галерея типа-арт-искусства не очень впечатляет. Хотя к искусству она наверняка имеет какое-то отношение.
На этот завершающий день пребывания в Армении у нас было запланировано два обязательных мероприятия, одно из которых мы уже выполнили. До другого надо было коротать много времени – поющие фонтаны на площади Республики включаются с наступлением темноты, а значит – не ранее 20 часов. Вперёд, по Еревану! Из сквера мы сразу попали в парк площади Франции. И вот ведь удивительное дело… Мы несколько раз проходили мимо той его части, что отгорожена дорогой. А там, в тени густых деревьев, расположились целые выставочные залы под открытым небом! Художники разных стилей и возрастов предлагали прохожим свои работы для обозрения и покупки. Забавно бродить между ними и рассматривать картины, подслушивая дискуссии армянских художников. Прям ереванский Арбат! А далее мы двинулись по Северному проспекту и проспекту Меца до рынка. Просто докупили еще вяленых фруктов и орехов. Восстановить потраченные силы и килокалории зашли в пиццерию, что попалась по пути на одной из маленьких улочек. Пиццерия большая, занимает 2 этажа и в неё с удовольствием ереванцы водят детей. И правда отличная еда. Забавно было наблюдать за обслуживанием – нас должен был обслуживать юноша, который не знал русского языка, поэтому заказ приняла девушка, а блюда приносил парень. Как только мы обращались к нему с пустяковой просьбой, так он звал на помощь эту девушку. Смешно. В пиццерии мы оставили всего 4 300 AMD (525 руб) за полноценную пищу с супчиками и горячим вторым. Смешная цена.
Прогулка по городу заводила нас в глухие ереванские улочки. Мы внимательно рассматривали дома разных эпох постройки и расположенных вперемешку, без соблюдения каких-либо правил композиции и ансамбля. Петляли без определённого маршрута. Новых откровений мы в Ереване для себя не увидели за эту прогулку. Зашли ещё раз в кафе попить итальянский кофе с тирамису на 6 000 AMD (730 руб). Перемерили всю обувь в магазинах (недорогая обувь армянского производства Sali понравились, но красивые модели оказались в наличии не ходовых размеров). Жаль, что покупка не состоялась, надеялся из Армении обувь привезти. Но, по большому счёту, массово в магазинах представлена турецкая обувь и одежда, которая позиционируется здесь как европейская. Мы отказались от таких покупок. Ну смысл?
Когда на город стали спускаться сумерки, мы расположились за столиком открытого кафе, прямо напротив площади Революции, чтобы дождаться включения поющих фонтанов. Ждали долго…
В 20:00 – нет, 20:30 – нет, устали ждать и пошли до ближайшего магазина купить Ереванских шоколадок в подарок и подарочный набор маленьких бутылочек коньяка. Ну так, чтобы было. В 21:00 включили фонтаны. Красиво. Зрителей полная площадь. Музыка разных стилей и звук не очень мощный. Фонтаны красивые. Последний пункт мероприятий пребывания в Армении и Ереване выполнен. Поставили «Выполнено» в графе «Отметки» и побежали ловить такси. Первый попавшийся свободный таксист на «Опеле» с готовностью принял наш заказ и спешно помчал до отеля, на ходу уточняя туда ли он везёт. В отеле нас ждали оставленные на сохранение вещи и забронированное для трансфера в аэропорт такси, приписанное к отелю.
Гостеприимство повернулось немного другой стороной, когда мы решили воспользоваться услугой трансфера. Предварительно я получил по электронной почте подтверждение бесплатного трансфера до аэропорта взамен ненужного нам трансфера из аэропорта (который предоставлялся отелем бесплатно по умолчанию). Управляющий отелем Оганес конечно молодец – каждый день интересовался степенью удовлетворённости предоставленными услугами у гостей отеля. Он безоговорочно подтвердил возможность размещения багажа на сохранение в отеле до вечера. Но когда я спросил у него про трансфер в аэропорт, то ответ прозвучал так: «Мы обязательно предоставим вам автомобиль! Самый лучший в Ереване водитель Арам и самый комфортный минивэн по цене седана… за 5 000 AMD. Не бесплатно значит? Открываю Яндекс-Такси и смотрю, что доставка от отеля до аэропорта автомобилем класса комфорт обойдётся в 2000 AMD. Такое вот гостеприимство. Мы рассудили так: за хороший комфорт и сервис мы можем отблагодарить Оганеса, кроме того – водитель Арам тоже должен кормить семью, и мы можем в этом великодушно поучаствовать. Кроме того, в остатке получалось прилично армянской валюты и менять её обратно на рубли не имело смысла – в рублях это получалась смешная сумма. В дьютифри нам столько не потратить, поэтому 5 000 драм (по нашим меркам 600 руб) можем себе позволить на комфортный минивэн с лучшим водителем Еревана Арамом!
Арам оказался примерно нашего возраста и всё, что происходило в драматичные 90-е годы отразилось на его судьбе и характере. Он был рассудителен, разборчив в выражениях, учтив, но не угодлив. По дороге в аэропорт провёз вновь по самым памятным местам Еревана (за это ему большое спасибо!) с интересными комментариями и пояснениями. Фонтаны еще работали и народ не собирался расходиться. Автомобиль проскользнул между двумя гигантами коньячного производства – заводами «Арарат» и «Ной». Увидели прекрасный ночной вид на плотину и пруд. По дороге успели глубоко погрузиться в дискуссию о причинах развала СССР и судьбе республик. Спорили о судьбах народов. Узнали горькую правду о том, как люди в голодные времена ели хлеб с червями. Как перестало функционировать в Ереване центральное отопление и до настоящего времени оно не восстановлено. Слушали о том, как ереванцы выживали, сжигая домашний паркет и собственную мебель в буржуйках. Деревянных полов не осталось ни в одном многоквартирном доме Еревана. Когда люди собирались в группы, они грелись на улицах у бочек с горящими в них шинами от машин. Ботанический сад потерял свою уникальность, потому что никто не мог остановить людей, безжалостно спиливающих редкие экземпляры деревьев. Рассказал нам Арам и о том, как вычерпали рыбу из озера Севан, спасаясь от голода. За эмоциональными разговорами мы провели весь путь от отеля до аэропорта. Расстались с Арамом на оптимистичной ноте – он настойчиво приглашал посетить Ереван повторно, т.к. мы на самом деле не увидели многого. И не услышали его как ГИДа. А ему действительно было что рассказать из истории Еревана и Армении. Может нам ещё повезёт услышать Арама и осмотреть то, что в этой поездке от нас ускользнуло.
На входе в аэропорт нет такого досконального досмотра, как в наших российских воздушных гаванях. За упаковку багажа мы уплатили баснословные 5 000 AMD. Прям как в Шереметьево! Багаж вписался в положенные нормы провоза. На досмотре меня огорчили армянские работники аэропорта. Не пропустили в ручной клади (я с собой в самолёт беру рюкзачок с видеоаппаратурой) ножичек из набора швейцарского мультиинструмента – «Швейцарская карта». Везде пропускали, а в Ереване не разрешили! Я взмолился – этот инструмент специально сделан таким, чтобы можно было брать с собой в самолёт. Стандарты Европы и мира! Нет, не пропустили. Мой любимый походный набор лишился одного элемента и стал некомплектом… Позор ереванскому аэропорту!
Обида прошла в отделе дьютифри, когда нам в выборе алкогольных напитков (армянская валюта ещё оставалась) вызвался помочь молодой армянин с отличным русским. От него мы впервые узнали, что Арцах бывает ещё и выдержанным. С ним мы пришли к одинаковому выводу, что армянский коньяк хорош, а французский лучше. Обсудили много тем про Армению и дружбу России с Арменией. Хороший парень. Помог нам правильно распорядиться оставшимися 42 000 AMD.
К Екатеринбургу мы подлетали на рассвете. Глядя на то, как робкое солнышко выглядывает из-за горизонта и просит звёзды уходить с неба, вспомнили первый рассвет в Армении, когда первые лучи солнца озолотили вершину горы Арарат. Этого не забудешь никогда! Это стоило бы посмотреть вновь! Хотим еще в Армению. Нам очень понравилось.
Спасибо, гостеприимная Армения и да хранит тебя Бог!
P.S.
Внимательный читатель прав...
Я постоянно писал сколько драм (и рублей) мы тратили. А итоги затрат-то какие? Давайте подведём финансовый итог?
Билеты на прямой самолёт Екатеринбург-Ереван-Екатеринбург Уральскими Авиалиниями на две персоны обошёлся в 43 602 рубля.
Прокат автомобиля "Рено Логан" на 5 суток, без ограничения пробега, с КАСКО и роутером - 13 400 рублей (109 550 AMD).
Блокируемый депозит на кате при оформлении проката авто - 18 300 рублей (150 000 AMD). Его вернули через 15 дней на карту.
На бензин, питание, проживание и сувениры (прочие расходы) мы потратили примерно 65 000 рублей (532 920 AMD), из них: безналичными - 18 000 рублей (147 240 AMD), наличными - 47 000 рублей (385 680 AMD), из которых в обмен на рубли получили в обменнике аэропорта - 292 320 AMD (36 000 рублей), ещё 100 000 AMD снимали в банкомате.
Итого: общие расходы на поездку составили 122 000 рублей.
Если не брать в прокат авто, то можно уложиться в сумму менее 100 тыс.руб. на двоих. Но это означает - либо не посмотреть Армению совсем, либо увидеть её малую часть (близ Еревана) из окна такси.
На чём можно было сэкономить? Конечно, на питании! Я имею в виду не завтраки в отеле и не питание в придорожных кафе. Мы нормально так тратились в ереванских кафе и на Севане на большие мясные блюда с вкусными напитками. Один только французский коньяк, если вспомнить цену, может заменить целый обед. Дьютифри - тоже из разряда "надо потратиться, не везти же драмы домой"...
Если эти траты вычесть из общей суммы, то мы могли бы сэкономить порядка 50 000 - 60 000 AMD, т.е. порядка 8 000 рублей. Добавим сюда лишний пробег в 200 км вокруг озера Севан с расходом бензина литров на 15... и излишки сувениров, которые будут пылиться дома (брали с запасом). Так глядишь и мы могли бы вписаться в критическую цифру 100 тыс.руб.
Бюджетно? Думаю, что с учётом такой дороговизны авиаперелёта, этот отдых всё-таки можно назвать бюджетным.
Не будем сравнивать с Италией в Рождество 2014 - там совсем другой курс евро был...
А вот с Черногорией вполне можно сравнить по расходам.
Финляндия вышла бы дороже, если бы полетели самолётом.
Думаю, что Сочи могло обойтись в большую сумму, если бы поехали туда отдыхать. Сравним, если на следующее лето соберёмся туда))