Часть 4. Дорогой длинной, дорогой не прямой.

На эмоциональном подъёме мы продолжили свой путь в сторону Татева. В беседах о первых впечатлениях пролетали километры пути. Организм требовал нормальной еды и очередной остановки. Но мы заехали в Арени – посёлок, который в нашем путеводителе не значился, а на карте это был просто один из населённых пунктов нашего маршрута. Оказалось, что в этом городке и расположен винный завод, выпускающий известное вино по таким же названием - «Арени». Дегустационный зал и магазин уже были открыты и мы зашли полюбопытствовать. Скромно. Но по одной бутылке вина «Арени» купили – розовое, красное, белое.

Осмотрелись вокруг – кафе имеются, но они ещё закрыты. Раньше 10 часов рассчитывать на полноценный завтрак не приходится. Дальше, по пути обещали, что есть ещё кафе, мы и двинулись. Да, были ещё кафе и даже хорошие зоны отдыха с банями, бассейном, но тоже ещё были закрыты. А находились они как раз на перекрёстке, где значилась табличка с надписью «Нораванк». Такой пункт в нашем перечне достопримечательностей был и мы свернули направо, по узкой дороге, между вертикальными скалами.

И вновь были поражены. С двух сторон дорогу «обнимали» высоченные скалы. И эта узкая полоска дороги, изгибаясь на протяжении 8 километров была естественным образованием – рядом с дорогой текла река. Узкая, мелкая, горная река. Виды просто наикрасивейшие. Мы даже один раз развернулись обратно и ещё раз проехали, чтобы посмотреть вновь и снять эти скалистые стены высотой до неба с образовавшимися в них на разной высоте гротами и пещерами. Идеальное место для тренировки альпинистов, которых мы и встретили на одной небольшой площадке прямо у дороги. Дорога потом резко пошла вверх в гору и закончилась парковкой у монастыря Нораванк. Тоже очень древний и красивый исторический комплекс строений. Монастырь расположен между скал, на горе, доступен только по одной дороге, по которой мы и приехали. На знаке «Парковка» имелась надпись «200» - наверно платно… Если быть точным, то парковок две. Одна, что пониже, позволяет парковаться бесплатно вдоль дороги. На ней стояли микроавтобусы, которые привезли организованные группы туристов. Та парковка, что повыше, была платной. Человек с бейджем периодически показывал своё участие в постановке авто на место парковки, чем и вызывал к себе внимание, предлагая потом заплатить 200 AMD за услуги. Какие именно услуги мы оплатили и на каком основании – не знаю. Никаких квитанций или подтверждающих документов об оказании услуг мы в замен не получили. Но так в Армении организовано в местах массового скопления туристов и мы ещё не раз столкнулись с подобными платными услугами парковки. Сумма идентична 24 российским рублям, поэтому будем считать это благотворительным пожертвованием дядьке, который машет руками и показывает куда рулить на парковке)))

Туристов в монастыре Нораванк уже было много. Мы заподозрили что-то неладное… Ведь специально пустились в путешествие в начале сентября, чтобы было поменьше туристов. А тут столько детей школьного возраста! Потом дошло – сегодня воскресенье. Много армянских школьников привезли организованными группами показать исторический памятник. О своём просчёте мы потом ещё вспомним в Татеве, где кроме школьников, будет масса местных туристов и выстроятся очереди на канатную дорогу. Как же мы могли допустить такую ошибку?  Логичнее было бы первый день провести в Ереване, а потом уже пуститься в автопутешествие. Но график уже не изменить. Погуляли по монастырю, пофотографировали, поставили свечи в храме, потрогали каменные древние стены. Посмеялись над тем, как туристы карабкаются по узеньким каменным ступенькам, торчащим из стены храма, не закрытым поручнями. Почему-то все храмы в Армении считают большими. Но у нас и поболее храмы стоят. В простой деревне старая восстановленная церковь повыше будет, чем храм в Нораванке или в Татеве. Или мне так показалось на фоне большущих гор и уходящих вертикально вверх и вниз скал? Но каждый камень здесь – древняя история. Всё равно впечатляет. И больше всего удивляет наличие источников питьевой воды. Везде, где есть люди, имеются краники, из которых течёт питьевая вода. Высоко, в горах! Как она туда попадает?

Двигаясь дальше, на Татев, проехали Ехегнадзор – большой город с признаками присутствия промышленных предприятий. После него наша дорога пошла строго на юг и стала менее людной. В Ехегнадзоре сходятся разные дороги – на обратном пути из Татева нам надо будет здесь свернуть наоборот на север – на Силимский перевал, за которым расположен Севан. Время приближалось к полудню, а мы ещё и не завтракали… После Ехегнадзора нам стали попадаться кафе, в которых можно было поесть. Выбрали самое популярное у туристов и ахнули – свободных мест просто нет! Несколько микроавтобусов высадили туристов для поедания пищи и официанты просто не успевали всех обслужить. На раздаче просто обслуживали на вынос тех, кто не нашел свободного места в зале со столиками. Огорчились, купили по кусочку пиццы и бутылочку воды, поехали дальше на Татев. А солнце было уже высоко и стало не на шутку припекать.

До следующей возможности покушать долго ехать не пришлось. Буквально через пару десятков километров попался городок, в котором на одном пятачке разместились АЗС, АГЗС, пара банкоматов и кафе (киоск по продаже солнцезащитных очков – в придачу!). Заправка не требовалась, а покушать толково не помешало бы. Обед как-никак наступил. Это было первое знакомство с армянской национальной кухней. Так себе знакомство скажу вам… Кушали салат, далму и кебаб. Запивали молочным напитком Тан. Далма оказалась «оригинальной»… Заказывали 4 штучки далмы на пробу, но в тарелке принесли две далмы настоящих (в виноградном листе), две далмы поддельных (в капустном листе) и два фаршированных перца (видимо – комплемент от шеф-повара и компенсация за капусту). Подали со словами: «Попробуйте нашу далму и армянские голубцы». Ну, разве можно спорить с такой подачей блюда? На вкус весьма хорошие блюда получились. Кебаб быстро проскочил в желудок – видимо очень вкусным оказался. Салат (как и везде, где мы кушали) был стандартным для нас – помидоры, огурцы, перец, лук и зелень. Никакой заправки к салатам армяне не используют. Ни масла, ни сметаны, ни майонеза. В ходе поглощения продуктов появилось желание испить кофе. В долгой дороге бодрящий напиток (если он сварен в кофе-машине) мобилизует и помогает справиться с усталостью. Попросил кофе. Спрашивают: «Вам по-армянски?». Простите, не готов к такому вопросу…  А чем кофе по-армянски отличается от обычного эспрессо? Мой вопрос внёс замешательство в диалог. Вкус? Способ приготовления? Способ подачи? Что в нём особенного? Девушка не ответила, а спросила: «Вам какой лучше?» Я говорю, что мне надо кофе крепкий, бодрящий, чтобы не уснуть за рулём. Она сказала: «Я принесу кофе, который Вам понравится»… И принесла. По-моему, обычный растворимый «Несткафе».

Мне знакомые армяне пытались объяснить как готовят кофе по-армянски. Да простят меня сами армяне… Это по сути и есть рецепт кофе по-турецки. Если делать не в турке, то - эспрессо. Может в Армении просто эти названия не принято употреблять? Или мне что-то не договаривали… В отелях всё проще – там кофе по-армянски означало значительное упрощение рецептуры его приготовления: насыпали в электрочайник кофе, заливали водой и включали до закипания. После пары минут отстоя разливали по чашкам. После такого рецепта я зауважал чай, заваренный армянами. На чае не экономят и настаивают заварник добросовестно. Поехали дальше? В 4 800 AMD нам второй завтрак обошёлся (почти 600 руб).

После запоздалого, но полноценного завтрака ехать стало веселее. Хотя пейзаж за окнами был уныло однообразным. После Спандарянского водохранилища (страдающего низким уровнем воды от сухой жаркой погоды) проскочили плановую остановку – не нашли указателя на Зорац Карер (Караундж). Надо было по населённому пункту ориентироваться – поворот на Сисиан.

На обратном пути мы его всё-таки посмотрели и не пожалели. А в этом направлении нам по дороге ещё попалось несколько торговцев мёдом. Пасеки стоят недалеко от дороги, и мёд свежего урожая выставлен на продажу на обочинах и перекрёстках (прям как у нас в Башкирии). Килограмм мёда потянул на 4 000 AMD (примерно 500 руб). Ну очень вкусный мёд! От башкирского отличается нежным, почти не заметным, ароматом. Но вкус отличный.  Привезли баночку домой для пополнения народной аптечки.

Что примечательно на дорогах Армении? Автопарк… Напоминает Кубу, где в рабочем техническом состоянии поддерживается очень много раритетов. Особенно – советского автопрома. Так и в Армении (не Ереване!). Самые часто встречаемые модели авто: «шестёрка», «копейка», «волга»(имеется в виду 24-я, реже – 31-я) и ЗИЛ-130. Из иномарок, кроме «Мэрса» разных возрастов, редко что-нибудь другое встретишь. Скоростей у армянских водителей всего две… Первая – «плохо едет»: это когда багажник на крыше переполнен и груз свисает до порогов, багажник задний открыт и часть груза свисает из него, а глушитель автомобиля скребёт по дороге. Вторая скорость – «нормально так еду»: это когда локоть левой руки свисает из окна, правая рука на руле уворачивает машину от ям и попутно-встречных автомобилей, а шины свистят. Сплошной разделительной полосы для водителей Кавказа не существует в принципе. А если навстречу едет грузовик или автомобиль на «первой армянской» скорости, то надо всегда ожидать вылетающего из-за него, навстречу тебе, «джигита», который не привык ждать более удачного момента для обгона. Тебе же подождать проще… Зная эти особенности, можно безаварийно ездить по дорогам Армении. Правда, придорожных могилок с цветами в Армении примерно столько же, сколько на всех дорогах России вместе взятых. Гужевой транспорт не встречался, а вьючный – только один раз, когда перегруженный ослик уныло брёл вдоль дороги. Зато много домашнего скота на просторах Армении бродит без присмотра. Коровы на дорогу выходят неожиданно, но страшнее всего «джигиты», которые ещё более неожиданно объезжают этих коров на «второй армянской» скорости по встречной полосе или по тротуару.

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» - гл.8, Бытие (Первая книга Моисеева).