В чём отличие зимней Финляндии от Среднего Урала?
Ответ вроде как очевиден...
Но не всем. Мы проверили эту разницу на себе. И проверили себя в дальнем путешествии.
И так, в новогодние каникулы мы решили на собственном автомобиле проехать по маршруту Екатеринбург - Имарта - коттедж Хапимаг под Пункахарью и обратно. Испытали на себе два разных маршрута пути. Узнали состояние дорог и инфраструктуры. И сравнили активный отдых в Финляндии с тем, что мы имеем зимой у себя дома, на Среднем Урале.
Период путешествия: с 29 декабря 2016 года по 8 января 2017 года. Период пребывания в Финляндии: с 1 по 5 января 2017.Цель путешествия - активный зимний отдых, т.е. катание на горных лыжах и рыбалка со льда.
Вот и сравним чем же активный отдых в коттеджных условиях Финляндии отличается от такого же отдыха на нашем родном среднем Урале.
Поехали?
Готовимся.
Самые трудные моменты – это последние дни перед поездкой. Сборы в дорогу…
Что взяли с собой? А список необходимого багажа был огромным. Попробую перечислить самое главное, может кому полезно будет. И, в первую очередь напомню, что ехать без проставленной в загранпаспорте Шенгенской визы смысла нет – не пустят в Европу. К этому добавьте: медицинскую страховку, полис страхования автомобиля GreenCard, бронь отеля или коттеджа. Для водителя обязательно с собой иметь водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, на котором планируется пересекать границу. Много вопросов вызвал порядок декларирования багажа. Известно, что в былые годы даже автомобиль, на котором российские туристы кратковременно выезжали за границу, тоже приходилось декларировать. Декларировали и фото-видео-аппаратуру, ноутбук, лыжи, лодочный мотор, велосипеды… В настоящее время таможенные правила стали более лояльными, их немного упростили. Но список запрещенных к ввозу в Европу и в Россию товаров претерпел не существенные изменения. Не сильно изменились и нормы ввоза товаров в обе стороны. О нормах и запретах чуть позже…
Для уверенности, мы заполнили пару таможенных деклараций, в которые вписали и авто, и лыжи, и видеокамеры, и даже ледобур… Незадекларированная норма ввоза багажа – 50 кг на человека, что у нас явно вызывало беспокойство. Ледобур с горнолыжными ботинками явно тянули за двадцатку, а в багажнике полно еще всякого барахла! Вот и подстраховались. И чистые бланки деклараций тоже прихватили на всякий случай.
Мои попутчики тоже прихватили загранпаспорта с визой и деньги. Хороший путешественник берет с собой еще справочный материал по стране пребывания и специфике предстоящего отдыха. А также – разговорник или хотя бы перечень необходимых фраз. Мы тоже распечатали краткий свод основных фраз на финском. На смартфон загрузил приложение-переводчик от Гугл, о чём в дальнейшем не раз вспомнил добрым русским словом. Лучше всего загрузить приложение, работающее оффлайн, т.е. не требующее подключения к интернету. Переводчик Гугл удобен тем, что переводит слова из трех источников:
- фразы, сказанные в микрофон,
- текст, сфотографированный смартфоном,
- слова, написанные пальцем на экране смартфона.
Но он без интернета не работает. Пакет справочных материалов составлял: распечатку маршрутов поездки, координаты и схемы возможных мест посещения, перечень действий при прохождении границы, список супермаркетов с координатами, карты глубин озер и др. Основные точки маршрута, магазины и объекты посещения я забил в навигатор, это очень пригодилось в поездке.
Деньги мы конечно разделили по разным кошелькам. Наличка в рублях – у жены, чтобы расходовать по дороге, на территории России. Наличка в евро – у меня, её конечно тратили в Финляндии, в тех случаях, когда предполагалось, что банковской картой будет пользоваться не удобно или карту не примут к оплате. Банковских карт брали много, с различными электронными платёжными системами, кредитные и дебетовые, европейских и российских банков. Почему? Потому что начитались отзывов туристов о якобы существующих проблемах оплаты с карт россиян. Любые опасения оказались напрасными. С любой карты получалось произвести оплату. Картой можно рассчитаться практически везде. Но порой наличкой было проще заплатить. Кстати, владельцы коттеджа готовы были принять оплату на месте, по приезду, с банковской карты. Но вмешался Букинг (Booking.com), через который бронировали коттедж – потребовал предоплаты с карты в полном объеме под угрозой отмены брони буквально в день выезда из дома. Пришлось оплатить по курсу на дату бронирования. В связи с изменением курса евро, проживание встало на 5000 рублей дороже, чем если бы платили по факту на месте. Особенности пользования ресурсом Букинг (Booking.com)… Бывает и наоборот – бронируешь при низком курсе, а платишь в период его пика и радуешься, что заплатил в рублях меньше, чем планировал. В этом случае выгоднее оплату производить с банковской карты, которая конвертирует рубли в евро по текущему курсу.
Грузим багаж дальше?
В рюкзаке с фото-видео-аппаратурой никаких неожиданностей – только самое нужное. Выложил длиннофокусный объектив, направленный микрофон, дежурный светильник – это лишнее. Проверил в обязательном порядке запасные аккумуляторы на наличие и заряд. Штатив бросил в багажник. Перечень камер для съемки не привожу - не буду хвастаться. В свой «хозяйский» рюкзачок бросил зарядники для гаджетов, навигатор, прочие мелочи и аптечку. Документы с деньгами в специальную сумочку, на шею и под куртку. С одеждой долго не пришлось ломать голову: зимний лыжный костюм, зимний рыболовный костюм, термобельё, одежда выходного дня и что-нибудь домашнее, чтобы в коттедже носить с тапками. Постельное бельё не понадобилось – в коттедже это было включено в стоимость (как правило, постельное бельё в финских коттеджах предоставляют за отдельную плату, поэтому многие берут с собой необходимое количество комплектов, чтобы не переплачивать). Если планируете ходить в сауну – купальный костюм желателен. В нашем городке все коттеджи были с сауной, поэтому мы были готовы к этому. И веники берите с собой. Сауна ими не комплектуется, а в супермаркете они европейских денег стоят.
Спички тоже нужны. Не для сауны – та обычно электрическая. Для камина.
Финны дрова в достаточном количестве предоставляют, а чем поджигать – ищите сами. В зоне барбекю – так же: уголь, дрова и прочие приспособы есть (даже розжиг), но спички несите свои.
Не понадобилось, но всегда беру с собой походные столовые приборы и разные ножи – это как бритва… очень интимная вещь. Своим ножом всегда все сделаешь правильно. Поездка ТУДА – не исключение. Не надо брать штопор – не понадобится… В каждом коттедже или отеле его можно найти (кроме разве что придорожных мотелей на территории России).
Лыжное снаряжение описывать нет смысла. Взяли все, что обычно берем на покатушки, включая теплые вещи (подшлемник, балаклава и пр.).
К экшн-камере, работающей обычно видеорегистратором, взял все аксессуары. Бокс, запасные аккумуляторы, крепления под все, селфи-палку и пр. Ей предстояло поработать по-полной. И в авто, и на шлеме, и просто в руке… Для провоза лыж установил на рейлинги автомобиля лыжные крепления «Атлант», но использовал их только уже на месте, при поездках от коттеджа на гору и обратно (на небольшие расстояния и на небольших скоростях). В дальней дороге лыжи посчитали правильным положить в салон, т.к. его трансформация позволяла это сделать без ущерба для комфорта. Рыболовное снаряжение удалось минимизировать. Ящик со снастями, ледобур, шабалка и негабаритная удочка под блесну. Остальное – лишний балласт для дальней дороги. Снасти были ориентированы в первую очередь на ловлю окуня блесной или балансиром. В запасе были и мормышки, и безнасадка, но я понимал, что даже если вырвусь на лёд, то засидеться мне не дадут, а значит с блесной будет проще пробежать и проверить рыбу на активность.
Подробнее о подготовке к рыбалке и самой процедуре подлёдного лова в Финляндии напишу в следующих постах. Отдельным постом опишу подготовку автомобиля к дальнему пробегу – это тема серъёзная.
Закончу пост о непосредственной подготовке к поездке перечислением технических средств, которые нам очень помогли в этом путешествии. Как я уже упоминал, смартфоны были закачаны нужными приложениями: Переводчик, Стрелка (предупреждение о камерах на дорогах), АЗС-Локатор (Лукойл заправки), Booking.com (можно прямо в пути забронировать место в отеле предстоящего ночлега), Госуслуги (информирование о штрафах ГИБДД), мобильный банк (для оперативной оплаты счетов с мобильника) и Автодоктор (подключение к сканеру для контроля параметров автомобиля и выявления ошибок). Автомобильный планшет-навигатор, который на этот раз использовался только в качестве навигатора, с обновленным ПО и актуальными картами. В нем были установлены две сим-карты разных операторов для работы с интернетом в роуминге (возможность использования дополнительных ресурсов). Отказались от идеи брать с собой WiFi-роутер, т.к. современные смартфоны достаточно эффективно раздают сеть другим юзерам с нормальными скоростными параметрами. Достаточно обеспечить один мобильник нормальным тарифом и включить на нем точку доступа. На месте, в коттедже, WiFi работал отлично. Даже на территории всего коттеджного городка связь была хорошая, в т.ч. и на прибрежном льду. Но использовать мобильную связь в пути – необдуманное расточительство! Спасибо Сергею RedSpike, подсказал альтернативу – простые портативные радиостанции, которые обычно используем на рыбалке. В движении на а/м парой – это очень удобное средство коммуникации. А на территории Финляндии – просто не заменимое! Можно не только общаться в процессе передвижения по дорогам, но и держать связь с коттеджем со льда озера. Благодаря доработке, произведенной умельцем (подробности здесь - http://fanfishing.ru/forum/showpost....postcount=34)в целях увеличения дистанции связи, мы всегда были на связи, и проблем с коммуникацией не было. Такие технические средства не подпадают под таможенные ограничения и местные финские законы не запрещают ими пользоваться. Чтобы иметь возможность оперативно скидывать и просматривать фото- и видео-файлы, взяли с собой нетбук. Им же пользовались для полноценного общения в социальных сетях. Для возможности собрать всех у экрана телевизора длинными зимними вечерами при потрескивании дров в камине, захватили выносной жесткий диск с накачанными из сети фильмами. Телевизор в коттедже позволял подключить внешний USB-источник и просмотреть медиа-файлы.
Это почти весь список багажа в дальнюю дорогу. Добавим сюда туалетные принадлежности и средства гигиены, фонарь и комплект запасных батареек к нему, запас тёплых вещей (носки, рукавицы, кофты и плед). Запас средств на счетах мобильных телефонов своевременно пополнили, подключили необходимые опции для экономии и возможности использовать связь в путешествии и за границей. И продуктов захватили. Есть ряд ограничений по продуктам, перемещаемым через границу в Финляндию. Чтобы не заморачиваться изучением таможенных правил и санкционных списков, проще ориентироваться на такие рекомендации: алкоголь допускается провозить только если пребывание в Финляндии запланировано на срок более 72 часов и в разумных нормах (не надо брать по коробке водки на человека!), помня о том, что игристые вина приравнены к крепким напиткам; мясо, рыбу и молочные продукты можно взять в фабричной упаковке, помня о разумных пределах и производителе (наиболее вероятно, не возникнет вопросов по провозу продуктов, произведённых в странах ЕС); остальное без особых ограничений, но тоже в разумных рамках. Мы взяли минимум продуктов, которые могли бы спасти нас от голода в первый день пребывания, до похода в супермаркет, упаковали их в пластмассовую полупрозрачную коробку и не вскрывали упаковок до пересечения границы.
Особо тщательных досмотров нам не устраивали, но злоупотреблять доверием таможенников не стоит. Из алкоголя взяли с собой только две бутылки шампанского, бутылку водки и бутылку коньяка – на четверых. На первый день пребывания (за приезд) вполне хватило))) А со 2 января работали магазины Алко, где можно было приобрести что угодно почти за те же цены, что и у нас. Дьюти Фри в Новогоднюю ночь не работал, поэтому на него и не надеялись.
Список, включающий весь необходимый перечень вещей и багажа, закончился. Всё тщательно упаковано в автомобиле. Осталось только проверить готовность самого автомобиля и тронуться в путь… о подготовке автомобиля и иных средств к автопробегу будет речь в следующем посту.
Как я готовил автомобиль.
Специальной подготовки транспорта, как это делают джипперы для оффроуда, я не затевал. Но кое-что сделал. Путь ведь предстоял не легкий, расстояния большие, остановки редкие. В надёжности своего автомобиля в такой дороге надо быть уверенным на все сто.
В первую очередь, поменял масло и фильтры (воздушный и салонный). Помыл кузов и проверил состояние кузова и стекол. Важно знать, что фины могут отказать во въезде на территорию страны, если автомобиль не соответствует требованиям по своему техническому состоянию. Трещина на лобовом стекле может послужить причиной запрета на въезд. Вовремя я поменял стекло с трещиной. Было бы хуже, если бы стекло пострадало по пути к границе… Есть и особые требования к шинам автомобиля. В Финляндии строго лимитированы периоды обязательного использования зимних шин и периоды допустимого использования шипованной резины. Сомнений не было в том, что наши Continental соответствовали сезону и в этот период могли использоваться с шипами. Оставалось просто проверить давление в шинах и положить в багажник компрессор. Важно проверить давление и в запасном колесе.
В багажник же был помещен набор автомобилиста, включающий аптечку, огнетушитель , знак аварийной остановки и буксировочный трос. Еще один трос повышенной прочности у меня всегда лежит с собой на всякий случай. В подготовленную коробку положил литрушку масла на долив, антифриз такого же объема, канистру 5 литров с аварийным запасом бензина и запасной ремень генератора. По таможенным правилам в Финляндию разрешено ввозить до 10 литров бензина в канистре, остальные технические жидкости не более 1 литра каждой. Как в этом случае поступить с зимней омывайкой? Залил полный бачок и не стал брать канистру незамерзайки полагая, что зимой не часто приходится ей пользоваться. И совершенно напрасно! Пока ехали до Санкт-Петербурга, я успел истратить 5 канистр по 5 литров незамерзайки!.. К моменту пересечения границы запас незамерзайки был потрачен, а в самой Финляндии хватило того, что осталось в бачке. На АЗС в Финляндии конечно есть в продаже незамерзайка, но цена в 10 евро отрезвляет)) В тех случаях, когда прогноз погоды не предсказуем, а в бачке омывателя залита незамерзайка не по погоде, пригодится концентрат незамерзайки (продают на заправках в литровых канистрах с указанием температуры замерзания -60 или -70 градусов). Я залил такой концентрат во флакон с аэрозольным распылителем и положил в салон автомобиля. Если незамерзайка всё-таки замёрзла, то можно вручную концентрат распылить на стекло и очистить его от замерзшей грязи.
Ещё в Европе есть требование, чтобы в автомобиле обязательно были жилеты со световозвращающим эффектом. Я бросил в бардачок пару таких жилеток. Следующее требование для автомобилей, передвигающихся по дорогам стран ЕС – наличие запасных ламп фар ближнего света. Это мной тоже было соблюдено – я перед поездкой заменил родные галогенки на лампы повышенной светоотдачи с холодной температурой свечения того же производителя. Снятые с фар лампы как раз положил в запас.
Для перевозки лыж мной были приобретены крепления на рейлинги.
Вещь не дешёвая, но в дальнейшем использовании – очень полезная. Потому как на дворе зима и холод, подкапотное пространство было покрыто автоодеялом, чтобы препятствовать выстуживанию двигателя на непродолжительных стоянках и ускорить процесс его прогрева. В салон поместил достаточный запас креплений для гаджетов и всяких шнуров-удлиннителей. На заднем сидении у меня всегда лежит свернутый цилиндриком спальный мешок. Всегда беру его с собой, очень полезен и как подушка, и как одеяло, да и в других разных случаях выручает.
Еще при покупке автомобиля позаботился об установке защитной сетки под решётку радиатора. Убедился, что вещь эта очень полезная. Уже третью большую поездку доказывает необходимость защиты радиатора от камней и насекомых. А ведь зимой не только в России, но и в Финляндии дороги обильно посыпают мелкой щебёнкой. Подумайте над этим, если часто ездите в дальние путешествия!
Цепи противоскольжения на колёса я брать не стал, но на пузотёрке они могут пригодиться, если зимой ехать по грунтовым дорогам (на горнолыжку, например). А вот складную снеговую лопату взял – это средство незаменимо зимой на заснеженных дорогах. И последний штрих – термокружки. Без них уже никто не отправляется в дорогу на авто.
Бак заполнен бензином полностью, вещи загружены, все готово к путешествию.
Следующие посты – о преодолении тысяч километров в далёкую страну Финляндию.