Маршрут – каким поедем путём?

Одно дело – собрать вещи в дорогу и подготовить автомобиль к дальнему пробегу. Другое дело – спланировать маршрут поездки. Дело это не простое и занимает прилично времени. Особо сложно составлять маршрут по незнакомым направлениям, где ни разу не ездил.

Конечный пункт путешествия – коттедж в коттеджном поселке Hapimag, расположенном на берегу озера Пурувеси, ближайший городок для ориентира – Пункахарью. Путь от КПП Светогорск-Иматра не отличается разнообразием и составляет 110 километров по своей протяжённости. Поэтому вопросов по маршруту от границы до коттеджа не возникало. Сложнее обстояли дела с маршрутом по территории нашей необъятной и бездорожной России…

При планировании маршрута по России, конечной точкой ставили город Иматра, стоящий на границе с Россией. Если воспользоваться прокладкой маршрута в Яндекс-Картах, Гугл или Навител, то путь до Иматры прокладывает таким образом: Екатеринбург – Пермь – Киров – Вологда – Санкт-Петербург – Выборг – Иматра. Участок между Кировом и Вологдой имеет варианты: через Нея – Галич – Буй или южным путем – через Кострому и Ярославль. Первый вариант показывает итоговую протяженность маршрута 2400 км, второй вариант длиннее на 200 км. Но это все – на карте… Каковы реальные данные по дороге – не известно. Нам знакома дорога только до Перми. Что там дальше – попробовал посмотреть на форумах, по отзывам водителей и путешественников. Большинство отзывов говорят о том, что между Кировом и Вологдой отсутствует дорога на участке между Мантурово и Буй, несмотря на то, что навигаторы там дорогу рисуют. Кто-то предлагал варианты северного обхода этого участка, где мало машин и большегрузов. Нам такие варианты не очень подходят – на незнакомых дорогах спокойнее себя чувствуешь, когда наоборот, больше людей и имеются элементы дорожной инфраструктуры (АЗС, шиномонтаж, магазины и кафе). Мы выбрали вариант южного обхода: Мантурово – Кострома – Ярославль – Вологда. Это достаточно крупные города, а значит – между ними, по-любому, должна быть какая-нибудь дорога и элементы дорожного сервиса. Ну и пусть этот путь на 200 километров в итоге получался длиннее. Лучше 200 км ехать по асфальту, чем 20 - по бездорожью… На том и порешили.

Как показало наше путешествие, участок дороги между Мантурово и Макарьев (на участке Киров – Кострома) оказался самым неприятным во всём нашем путешествии, протяженность его примерно 80-90 км. Но дорожное покрытие условно твердое, участков с видимым асфальтом и разметкой нет, карманов для остановки и расширений для остановок общественного транспорта нет, участков с освещением и внятными дорожными знаками – тоже нет. Подробнее на описании этого участка я остановлюсь, когда буду писать про отдельные этапы маршрута нашего путешествия.

Обратный путь мы планировали провести по тому же маршруту, но после приезда в Финляндию и оценки нашего пробега, приняли решение обратный маршрут проложить более изведанной дорогой. А проверенный путь мог быть таким: Иматра – Выборг – Санкт-Петербург – Москва – Нижний-Новгород – Казань – Ижевск – Пермь – Екатеринбург. Расчетная длина такого маршрута получилась примерно равна пройденному пути от Екатеринбурга до Иматры северным вариантом – 2660 км. Но по условиям и времени преодоления эта дорога обещала быть более предсказуемой и удобной. В маршрут попадали несколько участков платных дорог, а значит – хорошее дорожное покрытие и повышенная средняя скорость. Кроме того, участок пути от Нижнего Новгорода нам был достаточно хорошо известен по предыдущему путешествию. Сюрпризов не ожидалось. И участков, подобных Мантурово – Макарьев в расписании движения не предвиделось.

Когда подводили итоги поездки, фактически так и получилось, что длина маршрута в ту и обратную сторону была примерно одинакова. Величина расхождений – не более 50 км. По условиям преодоления южный вариант обратного маршрута конечно оказался более удобным. Даже с учётом попавшихся нам под Казанью и Чебоксарами участков дорог с ремонтом, в основном дороги были по своему покрытию и придорожному сервису значительно лучше, чем прямой северный маршрут. Правда и минусы тоже были – загруженность некоторых участков дорог от Санкт-Петербурга до Москвы и на МКАД (что снижало среднюю скорость движения), многочисленность участков с ограничением скорости и контролем их соблюдения видеокамерами. Еще и погодные условия вмешались в наше расписание. На обратном пути южный вариант маршрута оказался (как ни странно) более холодным, чем северный. Низкие температуры и снегопады обрушились как раз на города, попавшиеся нам на обратном пути. Но в этом есть и плюсы – если бы такие погодные условия встретились нам на северном маршруте, то уровень обеспечения безопасности на этих дорогах наверняка оказался бы хуже (очистка снега, дежурство МЧС, внеплановые посты ГИБДД).