Обратный путь. Совсем другая дорога.
То, как мы пришли к выбору обратного маршрута, не заслуживает детального обсуждения. Просто не захотелось сюрпризов. Зачем рисковать, искать трудности, если разница в несколько десятков километров не стоит того? Едем известными дорогами. Знакомый и обкатанный маршрут хорош ещё и тем, что даже при возникновении форсмажора в пути, всегда понимаешь, как можно избежать большого ущерба для здоровья и имущества. Связь всегда присутствует, АЗС с кафе и гостиницами в достатке, для непредвиденного случая – шиномонтаж и автосервис.
Перенастроили навигаторы. Выспались хорошенько. Наутро 5 января мы прибрались в коттедже и выехали в обратный путь, проверив работоспособность так побившихся нам в этом путешествии, радиостанций. Выезжать из Финляндии решили вечером, посвятив день шопингу. Гуляли по магазинам Иматры. В ряде магазинов были новогодние скидки. Обеду надо было уделить пристальное внимание, т.к. путь до первого привала предстоял быть напряжённым и заправиться организмам надо было обязательно добротными горячими кушаньями. Дороговато это в Финляндии. Я имею в виду – обед в кафе. Альтернативы не было. По времени обед больше походил на ужин, на улице темнело.
К пограничному переходу Светогорск-Иматра мы подъехали примерно в 18 часов. Очередь образовалась с километр. Но движение было. Финские пограничники оказались расторопнее – периодически открывали дополнительный проход, предназначенный для грузовых автомашин. За счет этого ускоряли процесс продвижения колонны российских туристов на своих автомобилях в родную Россию. Финскую часть КПП мы прошли за 30 минут. Тотального досмотра не было, только паспортный контроль. Российские таможенники не спешили и осматривали полноценно, без пристрастия, но с выдержкой. Российскую часть КПП мы прошли за 40 минут. Собака в обратном переходе таможни не интересовала никого. При таком досмотре можно было провезти и свежую рыбу, и элементы охотничьего снаряжения (коими богата Финляндия) и прочие вещи, которые при отсутствии очереди могли бы вызвать негативную реакцию со стороны таможенников. В обстановке высокого напряжения и быстрого темпа работы, таможенников интересовали только по-настоящему контрабандные вещи. У нас их не было.
До Выборга ехали без остановок, молча, с воспоминаниями о проведённом отдыхе. Под Выборгом, примерно в 20 часов, уже известная АЗС Лукойл с российскими ценами на бензин, горячим капучино и вкусным френч-догом. Далее ехать стало веселее, хоть и было уже поздновато, темно и время работало против нас – с каждым движением на Восток приходилось добавлять по часу, мы ехали на встречу солнцу. До гостиницы, которую забронировали уже в пути, оставалось примерно 300 километров, через Санкт-Петербург, которые мы преодолели за 3,5 часа. Стрелки перевели на московское время и заночевали перед Великим Новгородом в отеле «Привал», что расположен у дороги в посёлке Мясной Бор.
А новости о погоде по предстоящему маршруту движения были уже напряженными. Из Иматры мы выезжали при -17 градусах. Санкт-Петербург проходили по кольцевой при -22 градусах. Из Москвы шли новости о морозе в -30 градусов! Такие же морозы держались и в центральной части России, где нам предстояло ехать. Страшно, но график можно выдержать, опираясь на хорошо развитую дорожную инфраструктуру. Лишь бы техника не подвела!
Ранний подъём и завтрак в отеле «Привал». Спать было комфортно, санузел и душ общий – в дороге и так сойдёт! Но кафе не очень радовало – раннее утро было скудным на ассортимент блюд. Наскоро перекусили и двинулись навстречу Российским морозам. А мороз уже крепчал – на термометре было -25. При подъезде к Вышнему Волочку термометр уже показывал -29 градусов, что и ожидалось до самого Нижнего Новгорода, где мы планировали сделать следующую остановку на ночлег. Между Торжком и Тверью на дорогу вышел молодой лось – видать и ему холодно стало в лесу. Никто не пострадал, видимость была хорошая, усилиями автомобильных клаксонов он был загнан обратно в лес.
На пути до Москвы попались еще пара участков платной дороги. Всего от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода мы проехали по 4 платным участкам, потратив на них в общей сложности 780 рублей. Самый дорогой участок пути по платнику – тот, что ближе к Москве, целых 400 рублей! Есть одна особенность при использовании платных участков дорог – при значительно большей средней скорости проезда по ним, они таят скрытую опасность – в зимний период эксплуатации асфальт гораздо обильнее посыпан крошкой. Слишком много попаданий камушками в лобовое стекло пришлось именно на таких участках дороги.
По МКАД ехали уже когда перевалило за полдень, не спеша, обсуждая по рации плотность пробок и слякоть на дорогах при -26 градусах за бортом. На М7 вышли только к 15 часам московского времени, наблюдая очень плотные потоки встречного транспорта и возникающие местами сильные заторы. В сторону Нижнего Новгорода ехать было полегче. И поток поменьше, и аварий почти не было, и АЗС с кафешками попадались регулярно. Достаточно много было нестационарных постов ГИБДД. Останавливали выборочно автомобили, проверяли состояние водителей, объясняли, что температуры очень низкие и необходимо соблюдать меры собственной безопасности. Встречались и пункты МЧС, с палатками, полевыми кухнями, техникой и самым необходимым, что может потребоваться людям, попавшим в беду при таких холодах. Чувствуя о себе такую заботу со стороны государственных служб, ехали не спеша, уверенно и без лишних остановок.
Путь в 400 километров до Нижнего Новгорода неожиданностей не приподнёс. Проехали его примерно за 6 часов. Всю дорогу температура воздуха не поднималась выше -26 градусов. Расход бензина достиг 9,0 л/100 км. Средняя скорость за сутки составила 78 км/ч. Ужин и беседы за домашним кофе в 22 часа московского времени позволили комфортно отдохнуть с дороги и поспать. Выспались с удовольствием и плотно позавтракали, не спеша с выездом. Нам рано выезжать не было необходимости – запас по времени был, и мы забронировали отель в Ижевске, чтобы переночевать еще раз на пути до Екатеринбурга. Ведь впереди могли быть еще более суровые морозы. Выехали примерно в 9 утра, при -28 градусах. Оставшийся путь до Екатеринбурга предстояло уже преодолевать на одном автомобиле вдвоём.
По дороге на Чебоксары, после 130 километров пути от Нижнего Новгорода, есть городок Воротынец, где есть рыбный рынок и несколько магазинов по продаже рыбы с очень большим ассортиментом. Мы там всегда останавливаемся. А летом ещё и рыбачим на участке слияния рек Волга и Сура. Это путешествие подтвердило традиции. Зашли на рынок, выбрали всякой разнообразной рыбы и с чувством причастности к рыбалке двинулись дальше.
Дорога через Чебоксары и до Казани очень хорошо почищена и это удивительно – за день до нашего проезда в новостях показывали сильные снегопады и снежные завалы на дорогах. Быстро справились дорожные службы! Нам повезло. Но на пути до Ижевска снегопады и нас сопровождали, правда не доставляя особых проблем – заносов не было, техника на дорогах боролась со снегом круглосуточно, стеклоочистители со снегом успевали справляться. Средняя скорость движения до Казани была не ниже 85 км/ч. Объездная вокруг Казани оказалась с продолжительными участками ремонта дороги, за счёт чего средняя скорость несколько упала, а расход топлива несколько повысился.
Казань оставили позади примерно в 15 часов по московскому времени. Движение на дороге не очень плотное и усталости не чувствовалось, учитывая то, как хорошо мы выспались в минувшую ночь. Проезжая Набережные Челны, замечаем, что за бортом уже и не так холодно – температура поднялась до -20 градусов и можно ещё чуть расслабиться. А часы ещё на час перевести вперёд – впереди Удмуртия со своим отдельным часовым поясом. Из отеля Дача в Ижевске отзвонились и подтвердили, что ждут нас для ночлега. Подъезжая к Ижевску, обратили внимание, что на улице ещё потеплело – уже -18 гадусов. Дороги в Удмуртии чуть похуже, чем в среднем по России и средняя скорость не улучшилась.
В 21:30 местного удмуртского времени мы заселились в отель Дача, который расположен в самом городе, в благоустроенном коттедже. Стоянка для авто – под окном. В округе очень тихо и спокойно. Молодой человек с мусульманской внешностью в роли очень вежливого администратора ознакомил с правилами проживания и сопроводил в номер. Очень комфортно! И всего за 1100 рублей в сутки на двоих! Но позабавил пункт в правилах проживания: администрация вправе отказать в предоставлении услуг если посетители не являются семейной парой и намерены использовать номер отеля в целях прелюбодеяния… Забавно, но справедливо.
Выехали из Ижевска ранним утром, не дожидаясь рассвета, по разбитому городскому асфальту и пустым дорогам. На улице стоял умеренный мороз в -14 градусов. Настроение было приподнятое. Хорошо отдохнули, осталось преодолеть последний участок пути до дома и неприятностей никаких уже не предвиделось. Кроме погоды. Нет, снег уже перестал сыпать, но холод. Когда мы подъезжали к Краснокамску (а это меньше 300 километров от Ижевска), температура в горных местах понизилась до -37 градусов!!! Мы были в шоке. Ощутили это на себе, когда на АЗС Газпром перед Краснокамском остановились заправиться и взять кофе с сосиской. Удивляет погода))
Пермь проходили примерно в 10 часов уже по уральскому времени. И показатели термометра стали исправляться – стремиться к -25 градусам. Трасса Е22 накатана давно. От Перми до Екатеринбурга меньше 400 километров и примерно 5 часов езды. Но встречались неприятные аварии. Пришлось немного остепениться т не торопясь ехать до дома, учитывая коварство этой дороги. На въезде в Екатеринбург даже не стали останавливаться для сэлфи – ограничились снимком таблички на дороге из окна авто и выдохнули с облегчением. Время - 14 часов, за бортом -22 градуса, 8 января 2017 года и мы на автомате едем по знакомым улочкам уральской столицы к своему дому, понимая, что наша задумка сбылась.
Мы сделали это!