Иртыш. Экспедиция в августе 2017 года.

Категория: Рыбалка Опубликовано: 18.09.2019 Автор: Sergey Khlestov
Вот так всегда! Готовишься к рыбалке, готовишься… а потом – бац! И перед самым выездом выясняется, что не хватает самого главного. И на этот раз история повторилась. Весь сезон мечтали о выезде на Иртыш для трофейной рыбалки, планировали, готовили снасти. Но кто же знал, что поездка всё-таки состоится?
Решение назрело давно, варианты по срокам были разнообразны, но всё удачно сложилось только к концу августа. Всем участникам удалось выкроить 4 дня для осуществления задуманного. Старт в Тюменскую область запланировали на вечер 25 августа. В летний вечер пятницы мы задумали сорваться пораньше с работы и двинуться экипажем в сторону, противоположную от заката, чтобы к утру прибыть на берег сибирской реки. Экипаж – это три рыбака: Сергей, Александр и Евгений, на одном автомобиле с лодкой на прицепе. План был такой: приехать утром на место, развернуть лагерь и выйти на лодке на просторы Иртыша в поисках самой крупной рыбы. По наличию клёва решили определять продолжительность пребывания на рыбалке – то есть можно было и через день свернуться и уехать домой, но допускали и трёхдневное пребывание с целью максимального получения удовольствия от рыбалки. Это – как билет с открытой обратной датой, когда надоест, тогда и вернулся домой.
 
Любая подготовка к такой экспедиции – дело не простое. Сложно было и на этот раз. Евгений обещал, что к назначенному часу старта он подготовит лодку и мотор, но до последнего дня уверенности в этом ни у кого не было. Весь день 23 августа Евгений посвятил устранению замыкания в электропроводке лодочного мотора. Ремонт удался – за два дня до старта мотор был отремонтирован и лодка снаряжена для транспортировки в дальнюю дорогу. Другое снаряжение особой подготовки не требовало – за лето комплект рыболовного багажа был отработан, находился в постоянной готовности к использованию и требовал только пополнения продуктами питания. Картошку, тушёнку, макароны, масло, прочие продукты докупили и запаковали в контейнеры. Быстро портящиеся продукты, как всегда, закупали перед самым выездом. Палатка, походная мебель, матрац, посуда, прочие принадлежности – всё было готово для применения в любой день, стоило только закинуть это в багажник авто. Заранее заготовили и запас бензина для лодочного мотора – просторы сибирской реки обширны, поэтому запас топлива напрямую влиял на свободу передвижения по реке. По предварительным оценкам, заготовили литров 60 бензина.
Сложнее было определиться с рыболовными снастями. Смотришь – вроде всё есть для рыбалки как с лодки, так и с берега… Начинаешь перебирать и прикидывать соответствие снастей условиям лова на Иртыше и вдруг понимаешь, что это всё – не то! Тот же спиннинг – на Исети он способен пересечь плетнёй реку до противоположного берега. Но на Иртыше даже с лодки может не достать до заветной ложбинки. Катушки тоже в большинстве своём оказались слабоватыми для трофейной рыбалки. Дальше – как снежный ком. Шнур и леска потребовались максимальных диаметров и с запасом. Карабины и поводки – с рекордной максимальной нагрузкой. А поводки – ещё и с запасом! И далее, по списку – мешок джиг-головок от 16 до 40 грамм, две коробки блёсен и воблеров, крепкий зевник, большой зажим, кукан на цепи, подсачек как у Гулливера и прочее-прочее.
Чтобы подготовиться к предстоящим условиям рыбалки и подготовить нужные снасти, пришлось много прочитать (спасибо рыбакам на многочисленных форумах!) и созвониться с людьми, уже бывавшими на Иртыше. В ходе обсуждений предстоящей экспедиции, к нашему экипажу присоединились ещё два экипажа рыбаков. Хотя мы надеялись, что присоединившихся будет больше, но не сбылось. Многие рыболовы просто поехали одиночными экипажами на Иртыш, не создавая совместных групп и не придавая гласности свои выезды. Такие рыбалки не в нашем формате – мы всегда стремимся к открытым массовым встречам на рыбалке для более продуктивного отдыха и обмена опытом. В итоге – с одним из экипажей мы должны были встретиться на выезде из Каменска-Уральского. Эти ребята уже были на Иртыше неделю назад и владели самой свежей информацией об обстановке на реке. По отзывам, в районе с.Батово и пирс есть для спуска лодки на воду, и клёв рыбы был на очень высоком уровне. От Екатеринбурга до того места порядка 980 км. Приличное расстояние…
Второй экипаж – Николаич и Руслан – тоже владели информацией об обстановке на Иртыше, но как альтернативу предлагали район реки между с. Демьянское и с. Тугалово. До этого места поближе на добрую сотню километров. С этим экипажем мы запланировали встретиться за Тюменью в районе Ярково, где соединяются дорога Тюмень – Тобольск и Ялуторовск – Тобольск. Причина была в том, что экипаж Николаича выезжал пораньше, из Каменска-Уральского, через Богданович, на Тюмень. В Тюмени Руслан запланировал встречу с рыболовом, который мог проконсультировать по условиям лова на Иртыше, удобным местам для размещения лагеря и обещал снарядить нашу экспедицию джиг-головками собственного изготовления под названием «буля». Заказали уловистых буль с запасом и договорились о времени и месте встречи.
[/url
]
 
 
День 25 августа прошёл в суете и последних приготовлениях. Плановое время старта (предполагали выехать из Екатеринбурга в 15 часов) приближалось, а Сообщений от Евгения не было. Я уж было приуныл… Ближе к 4 часам дня по ватсапу прокатилось стартовое «Выехал!». Евгений на своём автомобиле с прицепом подъехал к моему дому, мы загрузили вещи и продукты и не спеша двинулись в Каменск-Уральский. По дороге созвонились со всеми участниками экспедиции и скоординировали свои действия. В это время экипаж Николаича уже был в пути на Тюмень. Александр встретил нас в Каменске на пороге своего дома, не скрывая своей радости от того, что наконец-то дождался этого события. Выезжали из города в направлении на Шадринск примерно в 19 часов, на закате. Солнце светило в корму, лодка плавно покачивалась на прицепе, перед нами лежал долгий путь, а в салоне авто было весело и громко от эмоционального обсуждения предстоящей рыбалки. А ведь предстояло ещё проехать много-много километров пути.
Со вторым экипажем встретились уже в районе Шадринска, когда наши попутчики остановились на АЗС для пополнения запасов топлива. Для нашего тандема с прицепом и внушительного размера лодкой каждая остановка – это целый процесс и затрата лишнего топлива и времени. На крейсерской скорости мы «проплыли» мимо своих коллег, которые скоро нагнали нас в пути и возглавили колонну. Ночная дорога малолюдна, особенно на участке Шадринск – Ялуторовск, поэтому поездка проходила без особого напряжения. Только один небольшой участок дороги от Юлдуса до Исетского отличался плохим состоянием асфальта, что немного понизило среднюю скорость передвижения экспедиции. Когда проезжали Ялуторовск, получили информацию о том, что третий экипаж экспедиции уже едет из Тюмени и будет ждать нас на развилке дорог за 20 км до Тобольска. Руслан получил информацию о том, что очень популярно у тюменцев место рыбалки за Вагаем – это гораздо ближе того места, куда планировали ехать мы. От Каменска-Уральского до с. Вагай 600 км., с дороги Тюмень – Тобольск надо свернуть направо, проехать Вагай и выйти на паромную переправу через Иртыш. Там, по словам очевидца, можно подобрать место для лагеря и спуска на воду нашей лодки. Условия лова почти такие же, рыбы тоже достаточно много, но существенно ближе. Пока ехали – принимали решение и оно оказалось в пользу Вагая. Когда состоялась встреча с третьим экипажем, мнения разделились. Тот экипаж, что вёл нас всю дорогу за собой, решили ехать до Батово, вспоминая успехи своей рыбалки недельной давности на этом месте. Наш экипаж и экипаж Николаича двинулись без спешки на Вагай.
Ещё 60 километров пути и асфальт закончился. Чем ближе к парому, тем больше тумана и хуже дорога. Скорость движения снизили существенно, чтобы избежать случайных неприятностей. Переправу на пароме мы не планировали, лагерь предстояло найти перед причалом, на берегу Иртыша. Гравийная дорога привела нас к месту массовой стоянки автомобилей – такого мы ещё не видели! Десятки автомобилей стояли плотно друг к другу на большой площадке, вдоль берега реки. На самой реке, вдоль береговой черты, выстроились в ряд лодки, которых тоже было не один десяток… Поначалу мы даже заволновались, сможем ли найти место для двух крупных автомобилей и умудриться еще разбить лагерь из 2-х палаток, но быстро пришло понимание того, что без места мы не останемся. Дружелюбная атмосфера рыбацкого братства окружала всех присутствующих. Нам помогли найти место для парковки, любезно потеснились для предоставления места под палатку и раздвинули лодки на берегу, чтобы мы смогли спустить на воду свою лодку. Пока разгрузились и припарковались, стало светать и туман начал рассеиваться. В лучах восходящего солнца мы увидели широкий и суровый Иртыш, воды которого уже бороздили десятки лодок и большая ватага рыбаков. Жужжание лодочных моторов доносилось с разных сторон, лодки удалялись за горизонты, берег начал пустеть.
Мы даже завтракать не стали. Скидали весь багаж в развёрнутую палатку, загрузили снасти в лодку, переоделись, проверили связь и тоже отчалили на поиск трофеев. Лодку Николаича и Руслана отбуксировали к месту начала активного поиска рыбы, после чего наш второй экипаж переместился в свою лодку и начал самостоятельный поиск клёвых мест. Связь с ним в пределах 1 – 2 километров можно было поддерживать по рации. На большем расстоянии связи не было, мобильная связь работала не стабильно. Условились, что крайнее время прибытия на берег – 16 часов. Если одна из лодок к этому времени не возвращается, то вторая идёт на поиск первой с одновременными попытками связаться по рации или мобиле. Так началось самое интересное во всей нашей экспедиции на реку Иртыш – действие под названием «рыбалка».
Просторы сибирской реки очень велики. Большое количество рыбаков рассредоточилось по водной глади так, что никто никому не помешал. Опасения за то, что некуда будет спиннинг бросить, не оправдались. В такой обстановке важно то, какая лодка и какой мотор имеется в арсенале рыбака. Лодка Евгения, рассчитанная на 3 человека и имеющая очень мощный мотор, отличалась ещё и комфортом. Рассредоточились мы по лодке уже привычным штатным расписанием, этот вариант размещения в лодке мы уже отрабатывали. Саша – в корме, Женя – за штурвалом, я – на носу. Тактику поиска рыбы приняли следующую: сначала вверх по реке идём малыми глубинами от 2 до 4 метров, ориентируясь по эхолоту на свал в русло, чтобы двигаться вдоль бровки. На перспективных участках сбрасываем скорость и проверяем наличие щуки троллингом на воблеры-кренки. В случае удачного поиска, делаем остановку и облавливаем свал и прибрежную бровку джигами и блёснами. Если поклёвок нет – движемся в другое перспективное место. На местах скопления коряжника, водоворотах, омутков с ямками, делаем паузу и пробиваем глубины вертикальным блеснением. Первые успешные поклёвки начались уже за 500-700 метров от лагеря, на пробном троллинге вдоль песчаного пологого берега. Глубина 2-4 метра, щучка стоит в 3-5 метрах от берега. Берёт охотно, смело, с аппетитом. И сразу становится понятным, что отпускать придётся много рыбы – не все зубастые вписываются в наше понимание трофейного улова. Условно определились, что есть смысл оставлять себе щуку весом примерно от 2 килограмм. Только условились, как на одном изгибе русла проявил себя окунь. И нормальный такой. Прошли это место несколько раз сплавом по течению и срубили 4 зачётных окуней на копчение. Впоследствии такие окуни ещё попадались не редко. Примечательно, что окуней малых размеров (менее 400 грамм) мы не словили вообще. Даже на некрупные приманки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Очень кстати пришёлся аэратор на лодке. В нём рыба прекрасно сохранялась в течение дня до возвращения на берег. По мере его наполнения делали отбор самых мелких щук, отпускали их и восполняли освободившееся место более крупными экземплярами. Приходилось и подсачеком часто работать. Одна из самых крупных щук во время вываживания привела к поломке рабочего подсачека. Пришлось развернуть резервный. На одном из прибрежных свалов, с теневой стороны, клюнул крупный судак. Евгений не спеша извлёк его на поверхность воды и завёл в подсачек. Удовлетворение для всех! Вся команда нашего экипажа слаженно работает в одной лодке. Были и сходы, но не много. В первый день почти все поклёвки были результативными, из-за чего контроль за временем часто теряли и уже реже стали выходить на связь с рыбаками второго экипажа. А тем временем, солнце близилось к горизонту, приближался вечер, а рыба всё клевала и клевала… Мы экспериментировали. Интересно, что все поклёвки были на приманки не крупного размера. Да и самые эффективные грузы были не рекордных весов – от 16 до 20 грамм. Воблеры тоже наиболее эффективными оказались по размерам до 50 см и заглублением не более 2 метров. Пробовали и вертикальное джигование-блеснение большими грузами. Уловы были, но не самые трофейные. Один рыболов при нас пытался извлечь трофей из коряжника – очень крупная щука подхватила твистер с джиг-головкой на вертикальной джигитовке в коряжнике и завела приманку за корягу на глубине. Все усилия по вызволению зубастой оказались напрасными и рыбаку  пришлось резать шнур.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Усталость от бессонной ночи вдруг стала выключать наши организмы, перестал даже действовать стимулятор в виде горячего напитка с бутербродом. Тут и настало самое время вспомнить про предельное время прибытия в лагерь… По течению летели как на подводных крыльях, восхищаясь красотой родного края и прилагая последние усилия в борьбе с усталостью и сном. Даже и не предполагали, как далеко нам удалось забраться по реке в поисках трофейных щук. Все лимиты времени уже вышли и наши коллеги на берегу, делая неудачные попытки связаться, уже собрались было на наши поиски. Причалили. Николаич на берегу потрошил щук, изловленных его экипажем. Руслан встретил нашу лодку и помог пришвартоваться. Щук извлекали из аэратора по одной, аккуратно, чтобы не пораниться об острые зубы, т.к. все рыбы были живыми и могли проявить активность. Чтобы извлечь всех рыб на берег потребовалось достаточно много времени – очень вместительный аэратор на лодке!
Спорить и бросать жребий по вопросу распределения обязанностей между экспедиционерами, не было времени и сил, поэтому каждый сам оперативно определил себе свою сферу ответственности и наша команда зажила жизнью муравейника. Рыбу выпотрошили, лагерь переместили на освободившееся место, переустановили палатки, развернули обеденную зону, приготовили ужин, распределили улов, закоптили окуней и пожарили стейки щуки. Рыбу, которую планировали везти домой (потрошёную и почищенную), разделили на отдельные куски и разместили в бочке, пересыпав солью. Залили бочку тузлуком (вода с солью). Должна «дотерпеть» до возвращения домой. Утром вставать рано уже не имело смысла – улова уже было достаточно, чтобы признать поездку полезной. Резерв ёмкостей для хранения мог ещё вместить столько же рыбы, поэтому второй день можно было тоже посвятить рыбалке, но без фанатизма, отбирая наиболее гастрономические экземпляры. Николаич с Русланом были другого мнения – они созванивались с тем экипажем, что уехал в с. Батово и настаивали на том, чтобы доехать до них. Аргумент был такой, будто там клёв ещё лучше и можно больше наловить. Наше мнение было – рыбы и здесь достаточно, надо просто ловить.
 
 
В чём-то наши попутчики были правы – чтобы эффективно ловить щуку, надо много передвигаться по просторам полноводной и быстрой реки, а мотор Николаича был не из серии скоростных. Полная загрузка лодки Руслана и Николаича не давала большой активности в преодолении расстояний. Но преодолевать путь в 300 километров после бессонной ночи, полноценной рыбалки и сытного ужина, ради большого количества рыбы, не имело для нас смысла. Мы хотели спать и наши организмы требовали отдыха. Остались на месте, уснули быстро и крепко.
Утро для нас было не ранним. Усталость была побеждена длительным сном. Причал оказался почти пустым – все рыбаки уже на воде. С берега донеслось радостное «Поймал!». Вышли и посмотрели – на берегу, прямо у лагеря,  тоже успешно ловили щуку трое рыбаков. Один из них вызволил на берег щуку весом за трёшку, на блесну. Зачем же тогда тратить бензин и время, если прямо с берега у палатки можно тоже ловить хороших рыб? Ну, нет, товарищи! А как же романтика? А плеск волны? Ветер в лицо? Надо отчаливать! Быстрый завтрак, бутерброды на скорую руку с собой в лодку и сушим якорь! Николаич вдогонку уточнил: «Может надо было всё-таки до Батово доехать?». Что сделано – то сделано, продолжаем бороздить глубины Иртыша близ Вагая.
Первая половина дня напоминала вчерашнюю ситуацию с клёвом. Щука брала уверенно и регулярно, но не все попадали под проходной размер и больше половины пришлось отправить обратно в реку. К полудню погода закапризничала и выдала небольшой дождь. Потом – снова солнце и удачные поклёвки. Саша словил второго зачётного судака. По судакам получился счёт 2:0 не в мою пользу. Не люблю выступать в роли догоняющего, поэтому не стал ограничивать себя в постановке целей, а просто продолжил поиск трофейной щуки. Но вторая половина дня выдалась менее удачливой, чем первая и чем вчера. Погода была не устойчивой – то дождик капал и ветер поднимался, то начинало солнце припекать под спад ветра. Поклёвки стали редкими, рыба потеряла активность. Пришлось искать активную рыбу. С трофеями тоже стало сложнее. Тактика выборочной проверки перспективных мест иногда приводила к успеху – поклёвки возвращались. Но участились и случаи схода рыбы.
В азарте поиска рыбы, вдруг обнаружили, что стали заканчиваться самые ходовые приманки – джиги 16-18 грамм и виброхвосты бело-красной расцветки. Штучные экземпляры оставшихся приманок стали беречь. В ход пошли старые чебурашки похожего веса и силиконовые приманки, отдалённо напоминающие нужную бело-красную раскраску. Изредка экспериментировали с блёснами и воблерами. К успеху это не приводило – рыба потеряла активность и редкие поклёвки были только на проверенные приманки. В таких условиях, при ограниченной мобильности, Руслан с Николаичем совсем упали духом и пробовали одолеть зубастую настойчивостью и упорством. Коряжники продолжали требовать от нас жертв в виде приманок. Мы даже придумали способ обмана духа реки – незнакомые, но перспективные на вид точки пробивали приманками не рабочего веса и цвета. После того, как становилось понятным расположение коряги и топляки под водой, начинали применять популярные на этот момент у щуки виды приманок. Иногда удача улыбалась, но инициатива была на стороне водной стихии, а щука изменила своё отношение к питанию, и стало понятно, что такая рыбалка уже не столько приносит удовольствия, сколько начинает выматывать. К 16 часам по местному времени решили, что надо сворачивать снасти и двигаться к лагерю. Улов был примерно такого же объёма, как и в первый день, но трофейных экземпляров было уже меньше. Нам бы и то, что оставили из всего пойманного, суметь сохранить и транспортировать до дома. Руслан с Николаичем ещё задержались в попытках соблазнить пару рыб на поклёвку. А наш экипаж снова распределился, согласно лагерному штатному расписанию: заправка мотора, потрошение рыбы, упаковка улова в бочку, приготовление ужина.
Под тушёную картошку и огненную воду встретили закат. Обсуждали рыбалку и мечтали о будущих поездках. Лагерь совсем опустел – воскресный вечер побудил всех к отъезду по домам. У нас был ещё день в запасе… или два. Но если активность клёва пошла на спад, то рассчитывать на трофейные уловы не приходится. Но и срываться с утра пораньше тоже не хотелось – запас бензина для лодки ещё остался, погода резких изменений не сулила. Решили ещё третий день посвятить рыбалке и по ходу процесса лова определиться с временем отъезда.
Третий день сюрпризов не принёс. Поклёвки были от случая к случаю. Забили клёвые точки в навигаторы, поэкспериментировали ещё немного с приманками. За количество пойманной рыбы никогда не переживали, её и так уже было в достатке – полная бочка. На расслабоне, стоя в лодке, хлестали приманками по водной глади и мечтали о будущих трофейных рыбалках. Большие веса джиг-головок обязывают быть внимательным к процессу заброса и расслабляться при этом никак нельзя. Мне не повезло – я немного потерял контроль над приманкой при забросе и тяжёлая джига, ударив по спиннингу, сделала своё коварное дело – удилище получило перелом. В таких случаях есть выражение – «палка на одну рыбалку», т.е. спиннинг, который покупается для таких условий лова, которые редко бывают чаще одного раза за сезон рыбалки. На этот раз статус «палки на одну рыбалку» к данному спиннингу можно было отнести в полной мере. Приобретён он был именно для этой поездки, специально для Иртыша. Не уберёг. Расстроился, конечно, но не упал духом. Отнёсся к этому по-философски: «нептун дал – нептун забрал»! Дух реки, он же не просто так отдал нам хороший улов за три дня, а в обмен на оставленные в коряжниках приманки, на сломанный подсачек, на сломанный спиннинг. Хороший улов требует жертв. Женя предоставил запасной спиннинг для завершения рыбалки, и я до возвращения на берег не бездельничал.
Третий день был по продолжительности рыбалки не столь продолжительным, как предыдущие. Собирались без спешки. Лагерь был совершенно пустым – понедельник всё-таки. Упаковали остатки улова. Собрали палатку, упаковали все вещи. За поздним обедом рассуждали о результатах поездки и обратном маршруте. Над затихшей гладью Иртыша начинал нависать закат. Красивый сибирский закат! Сфотографировались на память, к фотосессии присоединился местный кот (который рыбу не признаёт в качестве продукта питания), сфотографировали и Иртыш. Как раз в это время мимо нас не спеша и важно проследовала огромная баржа с железобетонными плитами на палубе. Романтика! За этим и ехали. Под оранжевые лучи заходящего за горизонт солнца, причалили наш катер на прицеп и закончили погрузку багажа к отъезду.
На асфальт выезжали уже в темноте, включая фары в ночной режим. Обратный маршрут менять не стали. Спешить тоже не стали. Чередуясь с экипажем Николаича и Руслана, постепенно рассекали темноту опустевших дорог. На очередной остановке для заправки, Николаич принял решение сделать паузу и вздремнуть. В нашем экипаже поменялся рулевой и мы двинулись дальше на крейсерской скорости. С рассветом преодолели Каменск-Уральский, где выгрузили Александра с багажом и его частью улова. Остаток пути до Екатеринбурга проехали на одном дыхании, вспоминая лучшие моменты рыбалки и обсуждая свои ошибки. Надо бы вернуться туда. Сожалений о том, что мы не доехали до Батово или Тугалово, не было. Рыбалка сложилась удачно. Трофеи были, клёв был достаточно хороший, бензин истратили почти весь. Самая крупная щука, сломавшая подсачек немного не дотянула до 7 килограмм. Два судака были уверенными «трёшниками», ещё один такой же сошёл перед самой лодкой и не попал в статистику. В ходе раздела улова (по итогу рыбалки) получилось по 13 щук на каждого весом от 2 килограмм. Окуней получилось 15 штук (легче 400 грамм не было) и столько же примерно закоптили на месте. Отпущено щук было конечно не меньше, чем поймано. Если брать весь улов с собой, то никакой тары не хватит для транспортировки. Отпущенная рыба обязательно в следующий раз порадует нас поклёвками!
Поездкой довольны! Рыбалка была более чем удачная. Впечатления позитивные и запоминающиеся. Воспоминания – тёплые и приятные. Иртышскую щуку, привезённую домой, кушали ещё полгода в разных вариантах рецептов. С наступлением нового сезона летней рыбалки, строим планы на новую поездку. Поедем ли мы в уже проверенный лагерь близ Вагая? Или всё-таки доедем до дальних берегов в Тугалово или Батово? Ещё не решили. Пока все варианты рассматриваются как рабочие. Но знаем точно, что избежать нового свидания с Иртышом нам не грозит. До встречи, Иртыш!
P.S. А ровно через год, в августе 2018-го, мы повторили эту экспедицию на Иртыш. Правда немного в другом составе. Но не менее интересно и уловисто! Правда это совсем другая история.
Впечатлений тоже хапнули сполна. Экспедиция наша была богато насыщена событиями. Обо всём этом - в отдельном материале.
Просмотров: 42