Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Экспедиция на реку Лозьва за трофеем

Категория: Рыбалка Опубликовано: 27.08.2019 Автор: Sergey Khlestov

Мечта становится реальностью.

 О такой поездке на северную реку я мечтал давно. Север манил полноводными реками, богатством лесов, красотой природы. Настоящий рыбак должен обязательно хотя бы раз в своей жизни побывать на одном из водоемов Севера. Я тоже мечтал стать настоящим рыболовом, поэтому мое желание все больше принимало форму конкретных планов.

 А варианты такой поездки были разные. Один из вариантов неоднократно опробовал и рекомендовал мой друг Игорь. Суть такой поездки: выдвинуться на поезде до населенного пункта Устье-Аха, затем добраться до причала, откуда регулярно курсирует по реке речной водный общественный транспорт до пункта назначения. Домик на берегу реки Конда следовало заранее забронировать и обговорить необходимость аренды лодки.

 Другой вариант мне неоднократно рассказывал коллега по работе, Вячеслав Александрович. По такому варианту необходимо было согласовать время своей поездки с руководителем охотхозяйства для подготовки всего необходимого на месте пребывания. Самому достаточно было на автомобиле добраться до одного из населенных пунктов на реке Сосьва (Александровичи или Красный Яр – дальше дороги нет), остальной маршрут обеспечивает транспортом встречающая сторона. Проживание, баню, трансфер до реки Лозьва и лодки с моторами также предоставляет охотхозяйство.

 Я очень обрадовался тому, что судьба предоставила одну неделю отпуска, совпавшую с отпуском Вячеслава Александровича. Он заблаговременно согласовал нашу поездку на Лозьву с Анатолием Михайловичем, руководителем охотничьего хозяйства. Нам осталось только приготовить снасти и доехать своим ходом до города Серов. Остальные хлопоты взял на себя Михалыч, как полновластный хозяин своих охотничьих угодий. Даты согласованы, отпуск оформлен,  Михалыч дал подтверждение готовности. Осталось подготовить снасти для рыбалки…

 С этим возникли некоторые трудности. Подготовить необходимо было не только снасти для лова рыбы, но и снаряжение, и одежду, т.к. условия пребывания в предполагаемой таежной местности сильно отличаются от наших обычных условий рыбалки. Со снаряжения и начнем…

 Сначала приобрел летний костюм «энцефалитный» от производителя «Сталкер», который легок, не продуваем, «дышит», имеет сетку для защиты от насекомых. К нему добавил жилет «Пионер» (типа разгрузки) для удобного размещения всего необходимого по карманам. Из обуви я выбрал утепленные кроссовки и сапоги-болотники (так рекомендовали и так поступают местные), но я бы на следующую поездку выбрал вместо болотников утепленные сапоги до колен – это более комфортная обувь для рыбалки в лодке и длительного перемещения по таежному лесу и болоту. Термобелье использовать обязательно, комплект от «Норфин» у меня был и я положил его в свой рюкзак вместе с термоносками, перчатками, утепленной бейсболкой и сменным нательным бельем. Накомарник – обязательный атрибут в тайге, приобрел его в магазине «Охотник», т.к. в местных рыболовных магазинах этот товар оказался дефицитом. Хороший нож в тайге тоже крайне необходим, выбор таких ножей достаточно большой, а охотники еще имеют большой выбор настоящего холодного оружия в соответствующих магазинах. Осталось только положить в багажник авто теплую демисезонную куртку, реппеленты от насекомых, походную аптечку и подумать о технических средствах обеспечения своей поездки.

 Я в свою поездку взял эхолот, т.к. на незнакомой реке трудно ориентироваться, а услуги проводника не были заранее согласованы. Эхолот такой - 

Эхолот брал в комплекте с аккумулятором, зарядником и штангой крепления на транец лодки. Тяжело, но надежно и удобно.

Еще одним обязательным техническим средством в поездке на Лозьву стал туристический навигатор. Денег было жалко, но такой полезный прибор всегда будет востребован на всех рыбалках. Мой «Гармин» обошелся мне в 10000 рублей с загруженными картами России и бесплатным сервисным обслуживанием на 2 года.

В рюкзак также были помещены запасные аккумуляторы и зарядное устройство. Про видеокамеру и фотоаппарат не пишу – дело вкуса, можете и не брать, а просто получать удовольствие.

Скажу еще, что в такой безлюдной и труднопроходимой тайге весьма не лишним будет телефон спутниковой связи, но такое устройство достаточно дорого по стоимости и в обслуживании, а его практическое применение в повседневной жизни не обосновано. Один из операторов предлагал аппарат, похожий на сотовый мобильник, по цене в 32000 рублей, подключение обещал за 500 рублей с предоставлением соответствующей СИМ-карты, а минута разговора по самому оптимальному тарифу могла бы обойтись в 25 рублей 60 копеек. Потому как у нас было на кого положиться в тайге, мы таким видом связи не стали себя обеспечивать.

 Практику использования навигатора и эхолота в условиях таежной реки я опишу в соответствующих статьях, а вот со снастями для рыбной ловли все оказалось не так легко…

Чем там рыбачат?..

 Для начала перебрал свой рыболовный рюкзак со снастями. Очень печально стало. Ни одной приманки тяжелее 10 грамм в арсенале не оказалось. Надо идти в магазин! Обошел много магазинов. Упор почему-то сделал на щучьи воблеры. Информацию в основном использовал из темы форума - FanFishing.ru . Правда, большинство воблеров из того рейтинга оказались по цене свыше полтыщи… Аналоги которых нашел среди арсенала «Косадаки» за 200-250 рублей. К сожалению, ни один из приобретенных воблеров на Лозьве не принес результата: пробовал некоторые из них (твич, троллинг, собственная игра с паузами и пр.), но поклёвок не наблюдал, необходимой глубины они не достигали, а в местах, где был выявлен хороший клев, проще было использовать силиконовые приманки на джиг-головках из-за меньшей зацепляемости в коряжниках и низкой цены. Не рекомендую тем, кто едет на Лозьву или подобную северную реку, брать с собой большой арсенал воблеров – не пригодятся.

По причине отсутствия спроса у рыбы на воблеры, остался в стороне приготовленный спиннинг для твичинга – M.Craft Basspara 662ML, в пару которому я приготовил катушку Rioby Zauber 1000 с плетенкой зеленого цвета от Suffix. Катушка безотказная и удобная. Плетенка – середнячок по характеристикам, но отработала добросовестно и ожидаемо качественно.

Основным орудием лова я планировал назначить недавно приобретенный спиннинг «Косадака Invince» с тестом 4-21гр. - FanFishing.ru . В пару к этой палочке была приготовлена катушка Daiwa Crossfire 2500, которую перед самой поездкой я снарядил «родной» пружинкой дужки лесоукладывателя (подробно об этой проблеме здесь - FanFishing.ru). Оказалось – все труды по ремонту катушек от Дайвы оказались напрасными, и эта пружинка тоже сломалась на одном из забросов. В катушках от этого производителя я разочаровался и рассчитывать на них в дальнейших рыбалках не буду. Напрасно я готовил для нее новый плетеный шнур, о котором и писать нет смысла – не опробовал (по иронии судьбы – это шнур от того же производителя Daiwa, который правда по заявленным характеристикам все остальные мои шнуры переплевывает).

Были резервные катушки и спиннинги, но я их практически не использовал, поэтому писать о них в этой теме нет смысла. А потому как один спиннинг и одна катушка остались без работы, то пришлось соединить воедино «Косадаку» и «Rioby», что оказалось прекрасным тандемом на рыбалке в условиях Лозьвы.

В рассказе о снастях хотелось бы еще упомянуть об одном плетеном шнуре от американского производителя FINS с названием Windtamer Braid с тестом 12lb желтого цвета (Магазин). Производитель не указывает диаметр шнура, как бесполезную характеристику. На ощупь же данный шнур ощущается очень толстым, при такой недостаточно высокой характеристике усилия разрыва… Не планирую больше использовать шнуры этой фирмы. На разрыв его не испытывал, а вот толщина и эластичность для рыбалки не годятся…

Колебалки и вертушки – хорошие приманки для использования на такой северной полноводной реке, как Лозьва, но размеры должны быть соответствующими. Самая эффективная колебалка – «Атом» или ложка, как в старину. Вес должен быть более 15 грамм. Вертушки тоже лучше брать с весомым сердечником и большим лепестком. Хотя, я такие приманки использовал мало.

Основным видом приманки, используемым мною на Лозьве, были силиконовые твистеры и виброхвосты размером более 5см. Джигголовки припас весами от 7 до 16 грамм. Оказалось, что и 22 грамма были бы в самую пору для глубин до 7,5-8 метров. Много джиг попалось с отвратительными крючками – отламывались в коряжнике просто легко! Особо понравились щукам, окуням и язям виброхвосты салатового светонакопительного цвета с красной головой. Эти приманки пришлось раздать участникам экспедиции, которые только подтвердили высокую эффективность приманок с запахом клубники. Упаковку от этих виброхвостов посмотрю на днях и выложу в соответствующей теме фото.

Об остальном – кратко. Обязательно приобрел для рыбалки надежный багорик от Rapala, подсачек большого размера, садок и надежный кукан. Как показала практика, даже самый надежный кукан из железной цепочки не гарантирует сохранение улова. На скорости примерно 32 км/час и такой кукан разрывается, оставляя на дне улов из щук и окуней. А хорошая память не продается – старайтесь всегда помнить о рыбе за бортом и вовремя ее вынимать из воды в лодку для перемещения!

Ну и весы – это очень полезное устройство для рыбалки. Приобрел компактные китайские, которые работают от пальчиковых батареек и рассчитаны на вес до 40 килограмм. На видеоролике их видно – надежно отработали и занимали немного места в рюкзаке, а обошлись всего в 350 рублей.

О таких вещах, как зевник, экстрактор и зажимы упоминать нет смысла, т.к. это обязательные приспособы для любого рыбака. Надеюсь, что мои советы по снастям для рыбалки в условиях северной глубоководной реки пригодятся другим рыболовам.

Непосредственно сама экспедиция на реку Лозьва. То, как это было...

 Часть 1. Автомобилем – вездеходом – лодкой.

 Прошли долгие дни ожидания, прогноз погоды на неделю вперед тщательно изучен, вещи собраны и настало утро 24 августа 2013 года. В этот день мы и стартовали в нашу экспедицию на далекую реку Лозьва. Из Екатеринбурга выехали в 6 часов 45 минут втроем на одном автомобиле. Весь свой багаж укладывали не особо усердствуя, в предчувствии, что еще не один раз придется выполнять процесс загрузки-разгрузки…

 Дорога до города Серова однообразна и скучна.

Дважды в этот скучный процесс вмешивались сотрудники ГИБДД, доказавшие полную бесполезность автомобильного радар-детектора. Как объяснить этим стражам дорог, что на пути к заветной мечте нам уже трудно себя сдерживать? В голове только одна мысль – быстрее бы нацепить блесну и закинуть в глубокие воды Лозьвы!.. Остановка на утренний кофе была только единожды – на полпути до Серова, в кафе под названием «Милано».

В город Серов прибыли в 11 часов. Нас гостеприимно встретил Анатолий Михайлович, взявший все проблемы по организации нашей экспедиции на себя. Не теряя времени на пустые разговоры, мы быстро перегрузили весь свой багаж в автомобиль Михалыча (благо, что он оказался весьма вместительным).

Еще 60 километров гравийной дороги мы преодолели в приятных разговорах о предстоящей рыбалке с Михалычем, пообещавшим присоединиться к нашей рыбалке на следующий день. В 13 часов местного времени мы прибыли на берег реки Сосьва, где заканчивались признаки цивилизации. Дорога упиралась в реку, мост был только пешеходный, а наши мобильные телефоны показали, что и связи здесь уже нет. Отключили мобильники, сверили данные навигатора, разгрузили в очередной раз свой багаж и застыли в ожидании своего очередного средства передвижения…

Ожидание оказалось не долгим, округу в радиусе 2-3 километров известил о своей исправности мотор вездехода, на котором нам и предстояло проехать очередные 60 километров пути. Мы назвали это транспортное средство «танкеткой». Местные называют его более ласково – «газушка». Это чудо советской техники является результатом синтеза танка и вездехода. Не очень комфортное, но достаточно проходимое. Предполагалось, что на «газушке» мы без проблем проедем там, где нет дорог, преодолев таежные завалы, болота, ручьи и прочие непроходимые дебри. Уже привычными движениями, мы загрузили свои вещи в «газушку». Пока наши сопровождающие – водитель Юра и проводник Владимир – готовили «газушку» к маршброску, мы попрощались с Михалычем, опрокинули по 50 грамм за предстоящую рыбалку и устроились в своих люках, предвкушая увлекательнейшее путешествие по просторам тайги…

Конечно, Сосьву надо преодолевать только вброд… примета такая видимо. Дважды я пересекал эту реку в своей жизни и оба раза вброд, по причине отсутствия моста. Солярка в «газушке» заправлена под горловину. Двигатель бодро оглашает окрестности о нашем путешествии. А нам главное – смотреть внимательно вперед, чтобы не быть травмированными низкорастущими ветками, крепко держаться и не открывать широко рот, дабы не проглотить заживо вездесущих насекомых. Дорог  и мостов в лесу действительно нет, поэтому нас, стоящих в открытых люках «газушки», болтает постоянно из стороны в сторону, больно ударяя бедрами о края этих люков. Не замечая этого, мы готовим ружья на тот случай, если нам на пути встретится дикий зверь.

Разрешения на охоту получены заблаговременно Анатолием Михайловичем, поэтому мы рассчитывали на то, что прихваченные с собой банки с кашей и тушенкой останутся не вскрытыми, а мы сможем прокормить себя дичью из леса.

 Напрасно мы мечтали о встречах с дикими животными! Свежие следы медведя, лося и кабана то и дело встречались нам в пути следования, но увидеть их в прицелах своих ружей так и не удалось. Не очень хорошо сложились наши отношения и с «газушкой», которая видимо слишком долго стояла в гараже в ожидании этой поездки. Всем своим нутром она возмущалась – то перегревалась и требовала долива охлаждающей жидкости, то переставало поступать топливо в мотор… А когда до цели оставалось километров 10, она дважды сбрасывала свою левую гусеницу, спотыкаясь на замаскированных в грязи пеньках. Прошли курс молодого танкиста, научившись одевать гусеницу на катки.

Эти трудности не испортили нашего настроения и предвкушения радости от достижения своей цели – рыбалки мечты! Вот только силы наши были растрачены, для их восстановления необходимо было плотно поужинать и хорошо выспаться.

 Потому как мяса для торжественного ужина по случаю прибытия мы не добыли, пришлось набрать немного грибов для жарки. Благо, что искать их не пришлось, грибы сами просились к нам на ужин, оставалось только срезать их и забрать с собой.

К охотничьему домику мы подъезжали уже в сумерках. Нас встречали радостным лаем породистые лайки Михалыча. Навстречу экспедиционерам вышел единственный житель этих бескрайних охотничьих угодий – Евгений. С мая месяца он ожидал хоть каких-то гостей, общаясь только с собаками и случайными рыбаками.

 Вот мы и прибыли на место своего временного пристанища. На часах – 22:00 часа. За спиной 474 километра, из которых 61 – по труднопроходимой тайге. На «газушке» мы преодолевали бездорожье долгих 8 часов, из которых 5,5 часов находились непосредственно в движении (со средней скоростью 8,8 км/час), а 2,5 часа мы посвятили ремонту своего экзотического транспортного средства. Всего в этот день мы были в пути почти 15 часов, от чего сильно устали и валились с ног, мечтая об ужине и сне.

Наскоро умывшись и перекусив, мы провалились в крепкий сон, забыв о грибах. Хорошо, что хоть успели их почистить и бросить в морозилку. Утром нас ждала мечта – сказочная рыбалка на Лозьве! Крепкий сон изредка прерывался болью от набитых о края люка синяков. Ночью снилась катушка, которая визжала фрикционом от бьющейся в глубине, на конце плетеного шнура, щуки…

Часть 2. Мечты сбываются.

 Утро первого рыболовного дня было не ранним. После тяжелой дороги вставать было нелегко, но предвкушение сказочной рыбалки подгоняло нас к реке. Наскоро умылись и позавтракали, помогли покормить собак и собрались на Лозьву. Охотничий домик располагался на берегу реки Ушма, которая будучи полноводной, позволяла отчаливать на лодках прямо от пирса у самого домика. Нынче же воды стало намного меньше, реки Ушма и Тальма можно перейти вброд, поэтому наш путь к Лозьве вновь оказался не таким простым, как ожидали.

Вездеходом-газушкой мы по траве бывшего русла Ушмы добрались до ее устья, на месте слияния с Тальмой забрали две лодки с моторами и далее – по пересохшему руслу Тальмы отбуксировали эти и еще одну лодку к сторожке.

Сторожка удобно расположена вблизи впадения Тальмы в Лозьву, поэтому было решено лодки оставлять на берегу в этом месте, а каждое утро добираться сюда «газушкой», пересаживаться на лодки, после рыбалки лодки оставлять здесь и на «газушке» возвращаться к охотничьему домику на ночлег.

Перед стартом подкачали лодки, залили бензин в баки, распределились по экипажам и обсудили маршрут первого дня. Я попал в один экипаж с Владимиром, который и стал нашим гидом на первый день рыбалки. Евгений и Юра своим экипажем пошли по отдельному маршруту. Вячеслав Александрович и Станислав своим экипажем следовали по нашему же маршруту, а для удобства общения я и Стас привели в готовность радиостанции и мы отчалили.

 Владимир, отлично ориентирующийся на Лозьве, показал нам самые примечательные места для клева рыбы. Далеко не поднимались – максимальное удаление вверх по реке составило 14 километров (по навигатору), проверили только основные точки, а на обратном маршруте попробовали запасные варианты. Клев был ниже среднего. Уровень воды в реке оказался значительно ниже обычного и с некоторых точек рыба просто ушла.

Пришлось разочароваться в некоторых приготовленных приманках. Владимир мне сразу показал с пяток самых приемлемых на его взгляд приманок для рыбалки на Лозьве – силиконовые виброхвосты и твистеры оранжевого, салатового и зеленовато-желтого расцветок, размером 5-7 см., с джиг-головками 16-22 гр. Пробовал и другие приманки: вертушки, колебалки, цикады, воблеры… Вертушка требуемого размера у меня была только одна и та слабо соблазняла рыбу. Колебалки собирали все коряги на дне, а цикады косили траву… Воблеры с небольшим заглублением успехом у рыбы не пользовались, а на большую глубину посылать дорогую приманку означало потерять ее навсегда в коряжнике. Поэтому, альтернативы джигово-силиконовым тандемам не было.

Сразу сдалась катушка «Daiwa Crossfire 2500» – лопнула пружинка дужки лесоукладывателя, и я забросил катушку на дно своего рыболовного рюкзака до конца экспедиции. Твичить особо нечего было, поэтому любимый «M.Craft BassPara 662ML» остался практически без работы. Самым рабочим инструментом на протяжении всего пребывания на Лозьве был комплект из Спиннинга «Kosadaka INVINCE SINV 240ML»  тестом 4-21 гр. и катушки «Rioby Zauber 1000», на которую я бы лучше намотал плетню «Daiwa Tournament» 0,16 мм., оставшуюся на запасной катушке.

Плетенка от «Sufix» мне не очень понравилась, но честно отработала всю рыбалку. О самом спиннинге хочу сказать пару слов благодарности производителю. Не слишком тяжел, удобен в руке, в купе с вклеенным кончиком вершинки высокой чувствительности, делают эту палочку незаменимой в ловле классическим джигом. Щучку на 3 кило вываживает из воды играючи. И это – за бюджетные деньги…

К сожалению, второпях, не взяли эхолот на первый день рыбалки, он позволил бы нам более целенаправленно действовать. Но и без эхолота улов был достаточным для приготовления ухи (еще и в приготовленный бочонок оставалось что положить).

Именно в этот день я поймал своего первого язя. Испытал букет положительных эмоций! Всего в первый день мой улов потянул на 6665 грамм (щуки, окуни и 2 язя). Не рекордный вес, но радость от первых побед на Лозьве наполняла мое сердце, и я предполагал, что впереди меня ждет еще больший успех…

Прибыли к сторожке в 20 часов, как и планировали. Сошли на берег, сделали несколько снимков на память с первым уловом и на «газушке» двинулись в охотничий домик, морально подготавливая себя к кухонным трудам. В этот вечер нам выдалась прекрасная возможность вкусно поужинать: рыба для ухи была в достатке и ассортименте, грибы уже ждали своего часа для жарки, оставалось только почистить картошку и лук. Быстро распределились по ролям и приготовили прекрасную уху, а на второе – жареные грибы с картошкой. Ужин был королевским! Жаль, что Михалыч в это день к нам не смог присоединиться, но у него еще оставались шансы поучаствовать в экспедиции.

После сытного ужина наскоро посетили баню и, довольные, легли спать. Усталости в этот вечер не чувствовали. Еще долго перед сном обсуждали итоги первого дня рыбалки и строили планы на следующий день. Не предполагали мы, что наша сказка может прерываться досадными неудачами… В эту ночь спали крепко и безмятежно, наслаждаясь полученным счастьем.

Часть 3. Проклятие Стрелецкого озера.

 Утро. Традиционный кофе на веранде с монологом об итогах предыдущего дня. Завтрак. Недолгие сборы… и тщательное изучение карты и навигатора…

 Сегодня решили пробраться на таежное безымянное озеро, которое в честь человека, обеспечившего нашу экспедицию, мы нарекли Стрелецким. По информации о прошлых посещениях этого озера, именно на нем были самые рекордные размеры пойманных рыб. И не пойманные рыбы там тоже самые большие!

 Владимир с нами на озеро выходить не планировал, но объяснил подробно, как до него добраться. Поставили метку в навигаторе, залили термос чаем и тронулись в дорогу. Последовательность действий уже привычная – через мосточек в вездеход, на нем до пирса у Лозьвы, заправляем под пробку бак в лодке, грузим снасти и трогаем в путь. Курс – озеро!

Вверх по Лозьве поднимались 30 километров, на что ушел один час. Погода не радовала – облачность уплотнялась, ветер поднимался и временами моросил дождь. Мы были окрылены мечтами о трофеях, поэтому изменения в погоде на нас особого впечатления не произвели. По пути увидели массу красивейших природных мест. Порой приходилось сбрасывать скорость, т.к. низкий уровень воды в Лозьве повышал риск наскочить на топляк или корягу.

 Завидев на берегу поляну со столиком и скамейкой, понимаем, что это наш причал.  Отметкой в навигаторе совпадает. Навигатор показал максимальную скорость 35 км/час. Неплохо для мотора в 25 л/с с тремя пассажирами на борту. Прошли по Лозьве 30 километров ровно за час. На берегу сделали паузу и перекусили. Вслед за нашим экипажем, подошел экипаж Владимира с Юрой. Они решили заняться береговой ловлей, присматривая за нашей лодкой и ожидая Анатолия Михайловича, который в этот день наверняка должен был к нам присоединиться.

 От русла реки до Стрелецкого озера по навигатору 473 метра. С небольшим багажом преодолели это расстояние по лесу за 2 минуты. Озеро встретило нас пасмурным взглядом и высокой волной. Лодка, ожидающая нас на берегу, оказалась пластиковой и очень легкой, к тому же она немного подтекала в корме. Под весла на ней были предусмотрены уключины, но наши весла были другой системы крепления. Подумали, оценили силу ветра и вес лодки и решили вернуться за мотором… Если бы мы знали, что совершаем ошибку! Может быть, итоги дня были бы совсем другими…

Мотор должен был весить не много, но нам с каждым метром казалось, что он прибавлял в весе. На доставку мотора потратили больше 20 минут. Когда один раз от усталости упали вместе с мотором на мягкий мох, удивились размеру клюквы – она огромная! Слегка недоспелая, клюква нам показалась самым вкусным природным продуктом на тот момент. Не без труда, поставили мотор на лодку и втроем начали бороздить, будучи обычно тихим, таежное озеро. Исходили все его закоулки, ямки и мели… Боролись с ветром без якоря… Цепляли много травы и теряли приманки… Весь день мы искали поклевку!..

Поклевки были. Реализовано было лишь две. Два окуня было поймано за весь день, бензина потрачено тоже немало. Все наши старания оказались напрасными. Настал тот самый трудный момент, когда мы должны были признаться сами себе в своей беспомощности перед созданной нами ситуацией. И мы из последних сил потащили мотор в обратном направлении к Лозьве. Владимир и Юра, ожидавшие нас, за это время успели поймать только одну щучку и безмятежно спали у костра. Чтобы сгладить мрачное состояние экспедиционеров, накрыли на стол остатками своего сухого пайка и высказали пару тостов за рыбалку.

Михалыч причалил к нашему берегу, когда настроение наше уже было приподнятым, и неудача уже не казалась трагедией. Но заканчивалась закуска, поэтому привезенный Михалычем арбуз оказался весьма кстати. Еще пара тостов – и домой. Устали, бензин и силы истратили, обратный путь показался короче, но по пути один раз остановились и выудили еще пару окуней чисто для поднятия настроения.

Вечером была баня, звучали тосты за гостеприимного Михалыча. Ужинать пришлось макаронами с тушенкой… Спать легли поздно. На утро оказалось, что все запасы спиртных напитков закончились! Такое вот проклятие Стрелецкого озера!

 Может с дичью повезет… на следующий день охотники решили попытать удачу в охоте на таёжных зверей.

Часть 4. Север ошибок не прощает.

 Утро четвертого дня экспедиции пришло с одновременным пониманием нашей второй ошибки – водка кончилась… Возможно, это оказалось следствием нашей неудачи на Стрелецком озере? Да, первую ошибку мы допустили на озере и для того, чтобы наверстать упущенное время, необходимо было очень продуктивно порыбачить следующих два дня.

 Традиционное утреннее кофе на веранде, с записью монолога об итогах предыдущего дня проходит с задержкой собак где-то за кадром… Слышу их у отдельно стоящей сосны, рядом с вольерами – они загнали белку на эту сосну и всю ночь караулили ее. Видно даже следы лежки собак под сосной. Михалыч глянул на такое дело и постановил – надо идти в лес, искать зверя! Он взял с собой всех лаек из вольеров, сказал, где и когда его встречать, и с карабином за спиной, не спеша, побрел в лес.

А мы, привычным маршрутом, на «газушке» - до пирса, далее – на лодках. Далеко следовать в этот раз не имело смысла, ограничились максимальным удалением в 15 километров от места парковки лодок. С этого дня решили поработать над исправлением еще одной своей ошибки – лежащий без дела эхолот… Поставили прибор, подключили, настроили – стало понятно читать дно реки. Перепады сумасшедшие! Минимальная глубина – 0,7 метра на перекате, максимальная – 8,5 метров. Это намного меньше, чем обычно в этот период года. Понятно, что такой уровень воды сильно влияет на уловы, но рыба есть. Она не могла вся уйти в низовья. По эхолоту находили стоянки окуней, на них же попадались щучки.

При таком уровне воды, конечно самые рыбные места были в коряжнике или на топляке. Учитывая грозный характер реки, самое опасное было передвигаться на моторах – слишком велика была вероятность наскочить на препятствие, находящееся близко у поверхности воды. Мы может быть излишне стали перестраховываться, когда пару раз чуть не наехали на такие опасные коряги. А эхолот только усилил наши опасения. Выискивая более крупную рыбу и пытаясь ее выманить из-под коряжника, мы лишились почти всех своих запасов самых уловистых приманок. Ближе к вечеру поняли еще одну свою ошибку – мало передвигались, подолгу облавливая «перспективные» коряжники с пассивной рыбой. Надо было «снимать» самых активных и двигаться на следующую точку. А скромных по размеру рыбок можно и на домашних водоемах половить, зря на них здесь время тратили по принципу «поймал-отпустил». При таких больших речных просторах, дня не хватило обловить и десяток километров реки – быстро подобрался закат.

На пирсе оценили небольшой по местным меркам улов – 12 щук на четверых и почти четыре десятка окуней, превысивших размеры отпускания. В этот день мы впервые почувствовали сильную усталость от непрерывной многочасовой рыбалки. Намахались до боли в мышцах… Михалыч поджидал нас уже без собак, отправил их домой пешком вдоль Тальмы, поэтому стало понятно, что зверя он не встретил. К сожалению, дичи в походе на охоту не встретилось, но рыбы наловили в достатке и все, усталые, двинулись на базу на ставшей родной «газушке». Баня и ужин немного приподняли настроение. Совершенно трезвые и уставшие, мы легли спать в предвкушении завершающего дня рыбалки…

Утром встали с опозданием, усталость предыдущего дня не позволила выделить времени утром на сбор брусники, так богато растущей у самого дома. Но поесть удалось вдоволь, вместо утреннего кофе. Солнышко радовало и ничто не предвещало ухудшения погоды. Собак в этот день взяли прямо с собой в «газушку». Затем Михалыч погрузил их в люк своей лодки, чтобы с ними добраться до дальнего кордона охотхозяйства, где еще раз решил испытать шанс на удачу в охоте.

Мы вновь установили эхолот и двинулись на знакомые уже точки. Таких было три: одна у самого устья Тальмы, откуда мы каждое утро стартовали, другая – в 9 километрах, на яме в 7,5 метров за коряжником, третья – в 4 километрах от второй, на яме в 8 метров с находящимися на дне корягами, топляком, затопленным баркасом. После неудачной проверки первой точки пошел мелкий противный дождь. Стало не комфортно, а поклёвок почти не было. Эхолот показывал редкие экземпляры рыб, которые не проявляли интереса к приманкам. Даже отвесное блеснение не дало требуемого результата…

Потеряв пару драгоценных часов, двинулись на вторую точку. После дождика усилился ветер, поэтому приходилось постоянно под него подстраиваться, т.к. в определенных местах лодку ветром несло даже против сильного течения. Зато вторая точка показала стоянки хороших скоплений рыб и следствием стали более частые поклевки. С этой точки сняли щуку и десяток крупных окуней. Самый крупный для меня стал рекордом – 575 грамм!

С возобновлением дождя и снижением силы ветра, активность рыбы снизилась и количество поклевок упало. Хотя рыбы на стоянке оставалось много. Надо было менять точку, чтобы хоть что-то изменить. Прилично намокнув, прибыли на третью точку и обалдели от показаний эхолота. На небольшом участке реки с перепадами глубин и коряжниками было отмечено масса стоянок рыб и отдельные огромные экземпляры! Начали прочесывать точку и одновременно «прорежать» и без того уже скудные запасы своих уловистых приманок. Зацепы были частыми, т.к. рыба вся стояла на глубине и проводку приходилось делать у дна. А потому как последние приманки было жалко терять, много времени тратили на их отцепы. Все это усугубилось с пониманием очередной нашей очень досадной ошибки!.. Сколько рыбаков на этом попалось! На одном из этапов передвижения мы забыли вытащить кукан из воды, а жаль – экземплярчики на нем были хорошие…

С большим трудом удавалось соблазнить отдельные экземпляры рыб на поклевку. Рыба активности совсем не проявляла. Даже когда дождь закончился, поклевок больше не стало. Видимо, наступила расплата за все наши ошибки, допущенные ранее:

- за потерянное время на поиск перспективных мест и потраченный на это бензин;

- за день, который мы потеряли на озере без улова;

- за то, что только на третий день вспомнили об эхолоте;

- за отсутствие тактики и излишнюю самоуверенность.

Оставалось надеяться только на чудо! И это чудо свершилось!

 На очередном проходе сплавом по течению, был замечен большой предмет на дне русла реки. Предположили, что это большая рыба. Вячеслав Александрович вновь применил метод отвесного блеснения, преподнося приманку прямо под нос пассивной рыбе… Сработало! Щука пока неизвестных размеров взяла без рывка, просто потянув приманку в сторону. Попытки приподнять ее с глубины в 7 метров стали озвучиваться громкой работой фрикциона. Первый раз за всю рыбалку я увидел как этот «дубовый» по тесту спиннинг загнулся  дугу. Рывков и свечей не было. Жертва подсечки просто постоянно с большой силой тянула ко дну, выматывая шнур, а ведь поводка на нем нет… Почти весь запас поводков потрачен на зацепах. После 6 минут перетягивания шнура, рыболов подтянул фрикцион и стал понемногу вытягивать жертву на поверхность. Очень жаль, что поиск конструкции штатива для закрепления видеокамеры на транце, не увенчался успехом… Снимать дальше я не смог, бросил камеру на рюкзак и быстро подхватил щуку подсачеком. Затаскивать такой улов в лодку было тяжело и приятно! Увесистый экземпляр!

Сразу в лодке взвесили – почти 7 килограмм. А на вид – больше, чем у Путина!.. Ладно, взвесим на берегу безменом в футах, может тогда поймем, в чем секрет успеха?J… После такого улова рыбалка совсем незаладилась, поклеёок практически не стало, а зацепы стали просто трагическими. Солнце клонило к закату и настала пора причаливать уже надолго.

 На берегу порадовались еще раз такому чудесному улову. Поделились впечатлениями с ребятами, заготавливающими кедровые орехи. Заодно и себе прикупили орешков. Когда «газушка» уносила нас от Лозьвы, мы с грустью начали понимать, что экспедиция удалась. Нам уже не было так досадно за отсутствие добычи у Михалыча и в этом заходе в тайгу… а наши ошибки уже не казались такими трагичными.

Вечером, после бани, обсуждали итоги своей четырехсерийной рыбалки. Вспомнили свои удачи и неудачи. Для того, чтобы подобные события оставались в истории, завели гостевую книгу. Сделали в этой книге первую запись о нашей экспедиции и своих словах благодарности в адрес Анатолия Михайловича.

Ужин продлился до поздней ночи. С грустью мы осознавали, что основная часть нашей экспедиции уже позади. Оставался один день, который обещал быть нелегким. Нам предстояло вновь преодолеть трудный путь по болотам и тайге к ближайшему населенному пункту с дорогами, пригодными для движения автомобилей.

 Утром предстоят трудные сборы и мы заставляем себя выполнить команду «отбой»…

Часть 5. Возвращение домой.

 Утро 29 августа 2013 года наступило неожиданно. Оказалось, что мы еще ничего не сложили и рыбу не упаковали для транспортировки. Завтрак пришлось делать коротким. Потом ускоренно складывали свое снаряжение и утрамбовывали его обратно в «газушку». В обратную дорогу из продуктов взяли только хлеб, колбасу и термос с чаем. А все равно показалось, что багажа стало больше.

 С рыбой возились не долго. Мы ее замораживали в морозилке, поэтому оставалось только разложить по пакетам, уместить их в емкости (бочки и контейнеры) и плотно закрыть, чтобы процесс размораживания был не столь быстрым.

Сделали общее фото на память, простились с Евгением – постоянным жителем сторожки, и помахали ручками многочисленным лайкам, оставшимся в своих домиках-вольерах. Старт состоялся в 9:30, но обратная дорога имела несколько другое направление. На этот раз Михалыч повел нас через бескрайние болота к селу Андриановичи. Ну, что ж… Поехали!

 Болота начались сразу. С виду – вроде обычная трава и мох, с редкими деревцами на них… А попробуй ступи – провалишься в лучшем случае по колено! Почва под гусеницами проседает, вытесняя влагу, что даже рядом растущие деревца и кусты склоняются вслед за волнообразным движением зыбкого покрова. А после проезда – вновь почва восстанавливается, будто никто и не проезжал. На наше счастье, Михалыч направления знал точно, поэтому наша «газушка» провалиться просто не могла. Какое-то время показалось, что болота простираются до самого горизонта. Насколько доставал взгляд, виднелся мох и красная, крупная клюква. Клюква хоть и немного не доспела, но вкус просто волшебный, а размеры просто гигантские. Такая клюква – настоящее лакомство для зверей, поэтому самые разные звери являются частыми гостями этих топей. Не всем удается легко пройти по болоту, но ведь звери тоже не новички, и все тропы с рождения изучили.

Пока слушали рассказ Михалыча про то, как лосиха через болота вела лосенка, еще не научившегося помнить тропу, наша «газушка» причалила к островку с деревьями. А значит – можно спешиться и пособирать клюкву. Насладились вдоволь болотной ягодой! Я с рождения не ем клюкву, потому как желудок ее просто не воспринимает. Но в этот раз… я понял, что все ягоды, которые до настоящего момента называли клюквой – вовсе не то! Настоящая клюква просто волшебная ягода! Но, время не ждет, выключаем паузу и вновь прыгаем на «газушку».

Местами тропы приходится прокладывать заново. Давно этим направлением гусеницы не ходили… Вновь свежие следы зверей встречаем на лесных тропах, но ружья вскинуть так и не пришлось. Я не расстраиваюсь – не охотник. Чем дальше в лес, тем более непредсказуемым становится прокладываемый путь. В очередной длинной канаве у нас слетает гусеница. Мы уже не пугаемся – тренировались ведь! Привычными движениями рассоединяем и раскладываем «гусянку», с помощью троса вездеход сам себя вытягивает из грязи, а дальше – восстановление соединения гусеницы. Времени уходит не очень много, но его все равно жалко.

Двигаемся дальше – снова трудности с проходом накатанных мест. Они просто непроходимы. Новую колею накатывать не везде удается. Зависаем на плотной глине, и гусеницы беспомощно вращаются в жидкой каше. Опять достаем трос, удлиняем его и пытаемся с помощью дерева помочь «газушке» вытянуть себя, но попытка проваливается… В болотистой почве корневая система дерева не столь крепка и дерево просто вырывается, как деревянная палочка из растаявшего мороженного. Спасает запасной трос со скобой, дающий достаточное удлинение. Выкарабкались, устали, попили чай и снова – в путь!

После того, как большая часть пути оказалась пройденной, случилась более страшная неприятность – отпал каток. Он достаточно сильно износился и уже не выдержал критической нагрузки. Юра механик запасливый – каток хоть и не новый, но достаточно исправный был с собой. Домкрат тоже был, но только один… В качестве второго домкрата использовали ствол крепкой березы, как рычаг. Вот когда мы почувствовали истинный вес «газушки»! Вновь потрачено время и силы. Даже как-то беспокоиться начали, успеть бы до темна приехать…

Оказывается, это еще не самое тяжелое, что нам предстояло пережить. До Андреяновичей оставалось меньше 10 километров, когда левая гусеница просто порвалась! Палец прослаб и вышел из пары ушей, во время не заметили и пожалели, что торопились доехать до заката. Кто служил в танковых войсках, знает – замена трака гусеницы задача не из простых. Еще и в такой обстановке, когда кругом – тайга, насекомые, грязь и наш экипаж один на один с «газушкой»… Гусеница на нашем вездеходе оказалась модная, прорезиненная! А это означает, что палец из трака просто так не выбьешь – надо греть паяльными лампами, чтобы вытопить резину из соединения. Работа и тяжелая, и затратная по времени. Юра и на этот раз не подкачал – две паяльных лампы оказались с собой и заправлены. Даже палец запасной нашелся.

Пока разогревали лампы, напились воды из таежного ручья и обратили внимание на красоту природы. Нигде больше такого не увидишь! Спрашиваю Анатолия Михайловича, а приходилось ли ему пешком проходить эти 66 километров от охотхозяйства до деревни? Приходилось, говорит, и не один раз. Утром в 6 выходишь, а в час ночи ты уже дома… Главное – карабин не забыть с патронами – в тайге ты остаешься один на один с природой. И только карабин может дать хоть какое-то преимущество. Даже зимой приходилось ходить пешком по глубокому снегу этот путь, когда «газушка» ушла под лед Ушмы. Достать голыми руками ее не представлялось возможным, а связи с большой землей не было. Пришлось пешком идти за помощью. Таежная закалка у Михалыча! Настоящий мужик!

 Пока восстановили гусеницу, измотались совсем. Силы просто кончились и остатки чая из термоса допивали уже лежа на траве у «газушки», которая призывно урчала и звала сделать последний бросок перед финишем. Преодолеваем очередной ручей, выезжаем на накатанную лесовозами тропу, выезжаем к реке Сосьва… Это – финишная прямая! Преодолевали Сосьву вброд уже при живописнейшем закате! С чего начали путешествие – тем и закончили, преодолением вброд реки Сосьва.

Преодолели эти тяжелые 66 километров мы за 11 часов 10 минут. В движении мы были 7,5 часов, а 3 часа 40 минут в этот раз ушло на ремонты нашего транспортного средства. Средняя скорость передвижения оказалась рекордно низкой – порядка 8 километров в час.

Любуясь закатом, в ожидании автомашин, делали первые звонки женам и травили анекдоты. Один час ожиданий и один час пути до Серова. Этот остаток пути был без неожиданностей. В полночь мы уже вновь втроем держали путь домой – на Екатеринбург. Усталость сказалась сразу, и по дороге пришлось остановиться для кратковременного сна. Выпили по чашке кофе и проехали без происшествий остаток асфальтового пути. В 6:00 меня уже высаживали у подъезда.

 От усталости валился с ног… Глаза сами закрывались, но так хотелось рассказать всем об этих незабываемых 6 днях путешествия и рыбалки! Какой большой опыт экспедиции! Было тяжело, не комфортно, без особого успеха в уловах, но это было прожито! Со временем, самое плохое из событий этой экспедиции забудется или утратит свой трагизм. В памяти останется только самое приятное.  Я очень рад, что могу поделиться своими впечатлениями с друзьями. Мы еще часто будем рассказывать об этом событии в своей жизни.

Говорят, что зимой расстояние от Андриевичей до охотхозяйства «УРМАН» можно преодолеть за пару часов на внедорожнике… Пока не попробую – не поверю. Но мне очень хочется вернуться на Лозьву зимой, на подледную рыбалку! Если мне выпадет такой случай – обязательно им воспользуюсь! Поэтому я говорю: «До свидания, Лозьва! До новых встреч!»

Просмотров: 81