Google

FanFishing.ru

Официальный сайт
федерации спортивного рыболовства г.Каменска-Уральского

Рыболов Спортсмен

Магазин товаров для рыбалки и отдыха в Каменске-Уральском - Рыболов Спортсмен

Рыбалка в Зауралье

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Как научиться фотографировать? (личное мнение любителя)

Тема обширная и делится на множество подтем. Это реально необъятный материал!
Я сам книг по фотоискусству не изучал. Но теорию фотографии проходил.
Это сейчас: школьник выпросил у папы цифро-зеркалку с объективом (как у Васьки из параллельного класса) и восторгается качеством собственных цифровых шедевров, коих можно навтыкать «Вконтакте» и гордиться



Раньше было так: Дарит отец на день рождения "Смену-8М" и говорит, что пока не научишься сносно снимать - зеркалки тебе не видать! Ты еще фотоувеличитель УПА заслужи! 
Именно в детстве для меня камнем преткновения были "выдержка" и "диафрагма".

Книг не читал. Мало у кого из друзей были фотоаппараты, поэтому посоветоваться было не у кого. Учился на ошибках. Тонны фотопленки и тонны фотобумаги ушли в помойку... В одном повезло - химреактивы папа приносил с работы (ренгенологом работал).
Зависимость выдержки от степени освещенности объекта съемки я сразу уловил. Иногда получалось угадывать. Чаще всего забывал менять выдержку при изменениях условий освещенности. Считал, что установив один раз выдержку, смогу заснять всю пленку, ведь погода за день почти не меняется:) Чушь конечно. Но так было. Раньше ведь кроме цифр, выдержку обозначали символами погоды (как на цифромыльницах).
На что влияет диафрагма - долго понять не мог, но некоторую зависимость от размещения объекта съемки я уловил... Именно тогда я услышал (именно услышал, а не понял) термин "глубина резкости"! Методом проб и ошибок стал угадывать с диафрагмой.
Кроме этих двух понятий мне отец неоднократно повторял, что необходимо выбирать объект съемки, исходя из освещенности, расстояния, смысловой составляющей снимка (что именно хочется зафиксировать на снимке). Но разве для меня это было важно? Я ведь и так в глазах сверстников был "мастером фотоснимка", т.к. никто из них не знал значения слов "выдержка" и "диафрагма"! Поэтому тогда я все остальные составляющие успешного снимка задвинул далеко на задний план... А зря!
Все те фото, которые я сделал в юности "Сменой", "ФЭД"ом и "Зенитом" не зависели от типа и класса фотоаппарата. Они были почти одинаковы по качеству. При этом, никакой ценности те фото практически не стали представлять. Смысловой нагрузки в них было очень мало! Ни сюжета, ни композиции, тем более - единства замысла не было.

 

Следующий этап изучения теории фотосъемки был профессиональной необходимостью.
На государственной службе начинали обучать фотографированию с разделов "техника" фотографирования и "приемы" фотосъемки.
Техника съемки - это совокупность установок, влияющих на качество снимка.
Приемы фотографирования - это действия автора, направленные на придание снимку смысловой нагрузки.
Прошу прощения за такое изложение теории - не претендую на роль учителя, просто излагаю свое мнение и багаж знаний "совдеповской" школы фотографии:)

Конечно, в первую очередь я изучал технику съемки. А она совсем не предполагала оперирование такими составляющими, как "выдержка" и "диафрагма"... Раздел техники фотографирования оказался намного обширнее!
Первые свои "профессиональные" снимки я делал совсем не фотоаппаратом. Возьмите спичечный коробок, вложите в него кусочек фотопленки и сделайте в стенке (напротив кусочка пленки) отверстие иголочкой. Конечно, подготовить такой "фотоаппарат" надо в темноте (чтобы не экспонировать пленку раньше времени)! Дырочку закрываем пальцем. Потом все просто: располагаем коробок отверстием в сторону объекта съемки, на короткое время открываем отверстие (убираем и ставим обратно палец), потом проявляем пленку. Получается простейший снимок. Такой техникой съемки десятилетиями пользовались разведчики разных стран. Сам коробок мог иметь совершенно разный облик (можно маскировать корпус под что угодно!). Пленка с годами использовалась все чувствительнее. Но постоянным был принцип - получение отраженного от объекта света для экспонирования пленки.
Вопрос: как техника съемки выражена в этом базовом методе фотосъемки? Чем тут устанавливать диафрагму и выдержку? Оказывается - есть чем... С выдержкой все просто -она "устанавливается" временем открытия отверстия пальцем. В зависимости от степени освещенности объекта съемки можно изменять (в какой-то мере) время экспонирования пленки. Чаще меняли не время открытия отверстия (этот элемент старались выдержать строго постоянным), проще было подсветить объект съемки дополнительным источником света (окно, фонарик, лампа), если света не хватало. Диафрагма - это диаметр отверстия. В данных условиях эта величина постоянна и менять ее нет возможности. Зато есть возможность менять расстояние до объекта, а сам объект, как правило, носит постоянный характер (документы на столе, которые необходимо скопировать) и глубина резкости для него - величина не критичная.
Гораздо более важным в этой ситуации являются такие параметры, как: расстояние съемки, визирование, освещенность.
На данном примере можно понять, какое важное значение имеют, казалось бы, второстепенные составляющие техники фоторгафирования. Подробнее?

 

Расстояние (дистанция) съемки - это расстояние между фотоаппаратом и объектом съемки (обычно в метрах). Выбирается оно, как правило, фотографом. Но не всегда. Если объект съемки статичен, а пространство перед ним не имеет препятствий, то расстояние выбирается из соображений наибольшей распознаваемости снимаемого объекта, проработке его деталей (детали объекта должны быть четкими на полученном снимке). Конечно, чем ближе вы подойдете к объекту, тем лучше будут видны детали. Но максимально близко приблизиться - не значит "прочитать" объект;) Его силуэт, узнаваемость и совокупность предметов должы соотвествено повлиять на дистанцию съемки. В современных камерах есть очень полезная функция - зумм, он дает воможность как бы приблизить объект съемки, не приближаясь к нему физически. В какой-то степени такая техническая опция позволяет компенсировать невозможность изменять дистанцию съемки путем перемещения самого фоторгафа относительно объекта съемки. Для фотографирования на большие дистанции даже есть специальные длиннофокусные объективы, позволяющие получить четкий снимок на приличном удалении от объекта съемки.
Цифромыльницы, в целях получения приемлемого качества снимка, могут предложить из своего арсенала такие примочки, как - цифровой зумм и режим макросъемки. Но крайне важно знать, что изначально вы сами определяете дистанцию съемки, а фотокамера лишь может помочь и в какой-то степени компенсировать недостаток ваших возможностей в перемещении относительно объекта съемки. Это означает, что лучше самому максимально использовать свободу перемещения для выбора расстояния съемки, а уж потом компенсировать недостающую степень свободы перемещений техническими возможностями фотокамеры.

 

Визирование - это определение границ снимка, с целью правильного размещения в нем объекта съемки. Крайне важно, чтобы в снимок вошло все то, что вы планируете снять. Поэтому, при осуществлении визуальной оценки объекта съемки, определите планируемые границы снимка. А потом, постарайтесь их выдержать, путем правильного направления фотоаппарата, с возможностью изменять дистанцию съемки. Современные фотокамеры значительно упрощают процесс визирования - в них есть символы, обозначающие границы предполагаемого снимка. Используйте это! Правильное визирование - залог обеспечения смысловой нагрузки снимка.
Учтите, что сделать "обрезку" снимка всегда проще, чем переснять объект съемки;)

 

Освещенность объекта съемки.
Это не степень яркости, не сила света, не игра теней... Это - именно совокупность направления света, степени освещенности, коэффициента отражения света объектом, выделение контуров объекта тенью. В этом вопросе наиболее важно подобрать объект съемки и максимально возможно подготовить его к съемке так, чтобы была наилучшая читаемость объекта. Исключить яркие засветки. Не снимать на свет, если это не замысел композиции. Самый популярный пример - снимок в комнате в сторону окна! Не создавайте проблемы борьбы со светом, пользуйтесь природной возможностью изменить направление съемки, дополнить источники света исскуственными (лампа, светильник, зеркало, полотно, зонт). И распределите эти источники света для получения наиболее качественного снимка.

 Почему такое внимание этим элементам техники съемки? Зачем это все надо читать? 

Простой пример: когда готовите пищу, в основном пользуетесь проверенными способами - кастрюля, сковорода, чайник. Все просто - нарезали, насыпали, включили огонь, посолили и базовое блюдо готово! Можно украсить вкус блюда приправами, соусом, закуской и напитком... Можно разогреть порцию в СВЧ. Можно откорректировать вкус полученного блюда добавлением специй. (даже можно попробовать приготовить в СВЧ, в пароварке, аэрогриле, использовать в готовке блендер, комбайн и пр., но это - дополнение к базовой готовке). Все равно - базой является старый испытанный способ приготовления - разделить на куски и обработать огнем! Ели не делать этого - блюда не будет... Качественное выполнение базовых условий гарантирует результат. Если вы не обработаете на огне мясо или сожжете его до углей - есть никто не будет. И никакие новомодные приспособы вам не помогут исправить этот недостаток.
Так и в фотографии: если не обеспечить базовые условия съемки - никакие волшебные камеры и фотошопы вам не помогут.
Простой эксперимент: шел с дочерью по красивому историческому месту города и решили сделать снимок на фоне этих красивостей. Дочь, не думая, сразу берет камеру и говорит: "улыбайтесь"... Останавливаю ее - не торопись! Свет от солнца падает на спину объекта съемки, часовня закрыта тенью, фон темный от кустов и деревьев... Слышу в ответ: "я все поправлю на компе… какя разница, откуда свет - фотошоп все исправит". Не спорили. Просто я сделал второй снимок при других условиях освещенности объекта в том же самом месте. Для это достаточно было немного сместиться и изменить направление съемки. (понимаю недовольство молодежи - они не хотят делать лишних движений и при этом избежать лишнего веса) Дома снимки сравнили. Вытягивать в цифре заведомо плохой снимок тяжело и выкладывать такой в социальную сеть стыдно. Подготовленный (или – «поставленный») снимок оказалось проще обрабатывать - подрезал, сделал коррекцию, ужал и - готово! Сделать из такого снимка можно что угодно! Правь, фотошопь, используй фрагменты в монтаже и пр. Это - база!
Поэтому - совет: начните снимать цифромыльницей с учетом советов по технике фотосъемки. Используйте по максимуму свои возможности в обеспечении базы снимка (с учетом дистанции съемки, визирования, выбора освещенности) с минимальным изменением настроек камеры (поставить просто в атомат). А потом, получив опыт базовой съемки, переходите на более навороченные камеры, оснащение которых помогает дополнить возможности фотографа в получении качественного снимка, если базовых элеменов не достаточно.
Первична техника съемки, а технические средства - вторичны!