Самые трудные моменты – это не сама поездка, а подготовка к ней. Сборы в дорогу…
Какие трудности выбора мы испытали и что взяли с собой? А список необходимого багажа был огромным.
Попробую перечислить самое главное, может кому поможет в сборах в дальнюю дорогу. И, в первую очередь напомню, что ехать без проставленной в загранпаспорте Шенгенской визы смысла нет – не пустят в Европу. К этому добавьте: медицинскую страховку, полис страхования автомобиля GreenCard, бронь отеля или коттеджа. Для водителя обязательно с собой иметь водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, на котором планируется пересекать границу. Много вопросов вызвал порядок декларирования багажа. Известно, что в былые годы даже автомобиль, на котором российские туристы кратковременно выезжали за границу, тоже приходилось декларировать. Декларировали и фото-видео-аппаратуру, ноутбук, лыжи, лодочный мотор, велосипеды… В настоящее время таможенные правила стали более лояльными, их немного упростили. Но список запрещенных к ввозу в Европу и в Россию товаров не претерпел существенных изменений. Не сильно изменились и нормы ввоза товаров в обе стороны. О нормах и запретах чуть позже…
Процесс получения визы и оформления страховок я изложил в соответствующей теме форума, поэтому отвлекаться не буду.
Мои попутчики тоже прихватили загранпаспорта с визой и деньги. Хороший путешественник берет с собой еще справочный материал по стране пребывания и специфике предстоящего отдыха. А так же – разговорник или хотя бы список популярных и необходимых в путешествии фраз. Мы тоже распечатали краткий свод основных фраз на финском. На смартфон загрузил приложение-переводчик от Гугл, о чём в дальнейшем не раз вспомнил добрым русским словом. Лучше всего загрузить приложение, работающее оффлайн, т.е. не требующее подключения к интернет. Переводчик Гугл работает не оффлайн, но тем не менее удобен тем, что переводит слова из трех источников:
• слова, написанные пальцем на экране смартфона.
Пакет справочных материалов составлял: распечатку маршрутов поездки, координаты и схемы возможных мест посещения, перечень действий при прохождении границы, список супермаркетов с координатами, карты глубин озер и др. Основные точки маршрута, магазины и объекты посещения я забил в навигатор, это очень пригодилось в поездке.
Грузим багаж дальше?
В рюкзаке с фото-видео-аппаратурой никаких неожиданностей – только самое нужное. Выложил длиннофокусный объектив, направленный микрофон, дежурный светильник – это лишнее. Проверил в обязательном порядке запасные аккумуляторы на наличие и заряд. Штатив бросил в багажник. Перечень камер для съемки не привожу - не буду хвастаться. В свой «хозяйский» рюкзачок бросил зарядники для гаджетов, навигатор, прочие мелочи и аптечку. Документы с деньгами в специальную сумочку, на шею и под куртку. С одеждой долго не пришлось ломать голову: зимний лыжный костюм, зимний рыболовный костюм, термобельё, одежда выходного дня и что-нибудь домашнее, чтобы в коттедже носить с тапками. Постельное бельё не понадобилось – в коттедже это было включено в стоимость (как правило, постельное бельё в финских коттеджах предоставляют за отдельную плату, поэтому многие берут с собой необходимое количество комплектов, чтобы не переплачивать). Если планируете ходить в сауну – купальный костюм желателен. В нашем городке все коттеджи были с сауной, поэтому мы были готовы к банным процедурам. И веники берите с собой. Сауна ими не комплектуется, а в супермаркете они европейских денег стоят.

Спички тоже нужны. Не для сауны – та обычно электрическая. Для камина.
Финны дрова в достаточном количестве предоставляют, а чем поджигать – ищите сами. В зоне барбекю – так же: уголь, дрова и прочие принадлежности имеются (даже розжиг), но спички несите свои.
Не понадобилось, но всегда беру с собой походные столовые приборы и разные ножи – это как бритва… очень интимная вещь. Своим ножом всегда все сделаешь правильно. Поездка ТУДА – не исключение. Не надо брать штопор – не понадобится… В каждом коттедже или отеле его можно найти (кроме разве что придорожных мотелей на территории России).
Лыжное снаряжение описывать нет смысла. Взяли все, что обычно берем на покатушки, включая теплые вещи (подшлемник, балаклава и пр.).
К экшн-камере, работающей обычно видеорегистратором, взял все аксессуары. Бокс, запасные аккумуляторы, крепления под все, селфи-палку и пр. Ей предстояло поработать по-полной. И в авто, и на шлеме, и просто в руке… Для провоза лыж установил на рейлинги автомобиля лыжные крепления «Атлант», но использовал их только уже на месте, при поездках от коттеджа на гору и обратно (на небольшие расстояния и на небольших скоростях). В дальней дороге лыжи посчитали правильным положить в салон, т.к. его трансформация позволяла это сделать без ущерба для комфорта. Рыболовное снаряжение удалось минимизировать. Ящик со снастями, ледобур, шабалка и негабаритная удочка под блесну. Остальное – лишний балласт для дальней дороги. Снасти были ориентированы в первую очередь на ловлю окуня блесной или балансиром. В запасе были и мормышки, и безнасадка, но я понимал, что даже если вырвусь на лёд, то засидеться мне не дадут, а значит с блесной будет проще пробежать и проверить рыбу на активность.

Подробнее о подготовке к рыбалке и самой процедуре подлёдного лова в Финляндии напишу в следующих постах. Отдельным постом опишу подготовку автомобиля к дальнему пробегу – это тема серъёзная.
Закончу пост о непосредственной подготовке к поездке перечислением технических средств, которые нам очень помогли в этом путешествии. Как я уже упоминал, смартфоны были закачаны нужными приложениями: Переводчик, Стрелка (предупреждение о камерах на дорогах), АЗС-Локатор (Лукойл заправки), Booking.com (можно прямо в пути забронировать место в отеле предстоящего ночлега), Госуслуги (информирование о штрафах ГИБДД), мобильный банк (для оперативной оплаты счетов с мобильника) и Автодоктор (подключение к сканеру для контроля параметров автомобиля и выявления ошибок). Автомобильный планшет-навигатор на этот раз было решено использовать только в качестве навигатора, с обновленным ПО и актуальными картами. В нем были установлены две сим-карты разных операторов для работы с интернетом в роуминге (возможность использования дополнительных ресурсов). Отказались от идеи брать с собой WiFi-роутер, т.к. современные смартфоны достаточно эффективно раздают сеть другим юзерам с нормальными скоростными параметрами. Достаточно обеспечить один мобильник нормальным тарифом и включить на нем точку доступа. На месте, в коттедже, WiFi работал отлично. Даже на территории всего коттеджного городка связь была хорошая, в т.ч. и на прибрежном льду. Но использовать мобильную связь в пути – необдуманное расточительство! Спасибо другу Сергею, проделавшему ранее путь до Финляндии и обратно с друзьями на двух автомобилях, он подсказал альтернативу мобильной связи – простые портативные радиостанции, которые обычно используем на рыбалке. В движении на а/м парой – это очень удобное средство коммуникации. А на территории Финляндии – просто не заменимое! Можно не только общаться в процессе передвижения по дорогам, но и держать связь с коттеджем со льда озера. На участках маршута, где шли парой автомобилей мы всегда были на связи, и проблем с коммуникацией не было. Такие технические средства не подпадают под таможенные ограничения и местные финские законы не запрещают ими пользоваться. Чтобы иметь возможность оперативно скидывать и просматривать фото- и видео-файлы, взяли с собой нетбук. Им же пользовались для полноценного общения в социальных сетях. Для возможности собрать всех у экрана телевизора длинными зимними вечерами при потрескивании дров в камине, захватили выносной жесткий диск с накачанными из сети фильмами. Телевизор в коттедже позволял подключить внешний USB-источник и просмотреть медиа-файлы.
Это почти весь список багажа в дальнюю дорогу. Добавим сюда туалетные принадлежности и средства гигиены, фонарь и комплект запасных батареек к нему, запас тёплых вещей (носки, рукавицы, кофты и плед). Запас средств на счетах мобильных телефонов своевременно пополнили, подключили необходимые опции для экономии и возможности использовать связь в путешествии и за границей. И продуктов захватили. Есть ряд ограничений по продуктам, перемещаемым через границу в Финляндию. Чтобы не заморачиваться изучением таможенных правил и санкционных списков, проще ориентироваться на такие рекомендации: алкоголь допускается провозить только если пребывание в Финляндии запланировано на срок более 72 часов и в разумных нормах (не надо брать по коробке водки на человека!), помня о том, что игристые вина приравнены к крепким напиткам. Мясо, рыбу и молочные продукты можно взять в фабричной упаковке, помня о разумных пределах и производителе (наиболее вероятно, что не возникнет вопросов по провозу продуктов, произведённых в странах ЕС). Остальное - без особых ограничений, но тоже в разумных рамках. Мы взяли минимум продуктов, которые могли бы спасти нас от голода в первый день пребывания до похода в супермаркет, упаковали их в пластмассовую полупрозрачную коробку, и не вскрывали упаковок до пересечения границы.

Особо тщательных досмотров нам не устраивали, но злоупотреблять доверием таможенников не стоит. Из алкоголя взяли с собой на четверых только две бутылки шампанского, бутылку водки и бутылку коньяка. На первый день пребывания (тост за приезд) вполне хватило))) А со 2 января работали магазины Алко, где можно было приобрести что угодно почти за те же цены, что и у нас. Дьюти Фри в Новогоднюю ночь не работал, поэтому на него и не надеялись.
Список, включающий весь необходимый перечень вещей и багажа, закончился. Всё тщательно упаковано в автомобиле. Осталось только проверить готовность самого автомобиля и тронуться в путь…
Как я готовил автомобиль.
Специальной подготовки транспорта, как это делают джипперы для оффроуда, я не затевал. Но кое-что в этом направлении сделал. Путь ведь предстоял не легкий, расстояния большие, остановки редкие. В надёжности своего автомобиля в такой дороге надо быть уверенным на все сто.
В первую очередь - поменял масло и фильтры (воздушный и салонный). Помыл кузов и проверил состояние кузова и стекол. Важно знать, что финны могут отказать во въезде на территорию страны, если автомобиль не соответствует требованиям по своему техническому состоянию. Трещина на лобовом стекле может послужить причиной запрета на въезд или по крайней мере неприятности с дорожной полицией не избежать. Вовремя я сделал замену стекла с трещиной. Было бы хуже, если бы стекло пострадало по пути к границе… Есть и особые требования к шинам автомобиля. В Финляндии строго лимитированы периоды обязательного использования зимних шин и периоды допустимого использования шипованной резины. Сомнений не было в том, что наши Continental соответствовали сезону и в этот период могли использоваться с шипами. Оставалось просто проверить давление в шинах и положить в багажник компрессор. Важно проверить давление и в запасном колесе.
В багажник же был помещен набор автомобилиста, включающий аптечку, огнетушитель , знак аварийной остановки и буксировочный трос. Еще один трос повышенной прочности у меня всегда лежит с собой на всякий случай. В подготовленную коробку положил литрушку масла на долив, антифриз такого же объема, канистру 5 литров с аварийным запасом бензина и запасной ремень генератора. По таможенным правилам в Финляндию разрешено ввозить до 10 литров бензина в канистре, а остальные технические жидкости - не более 1 литра каждой. Как в этом случае поступить с зимней омывающей жидкостью стекол? Залил полный бачок и не стал брать канистру незамерзайки полагая, что зимой не часто приходится ей пользоваться. И совершенно напрасно так подумал! Пока ехали до Санкт-Петербурга, я успел истратить 5 канистр по 4 литра незамерзайки!.. К моменту пересечения границы запас незамерзайки был потрачен, а в самой Финляндии хватило того, что осталось в бачке. На АЗС в Финляндии конечно есть в продаже зимняя омывайка, но цена в 10 евро отрезвляет)) В тех случаях, когда прогноз погоды не предсказуем, а в бачке омывателя стекол залита незамерзайка не по погоде, пригодится концентрат зимней омывающей жидкости (продают на заправках в литровых канистрах с указанием температуры замерзания -60 или -70 градусов). Я залил такой концентрат во флакон с аэрозольным распылителем и положил в салон автомобиля. Если незамерзайка всё-таки замёрзла в дороге, то можно вручную концентрат распылить на стекло и очистить его от замерзшей грязи.
Ещё в Европе есть требование, чтобы в автомобиле обязательно были жилеты со световозвращающим эффектом. Я бросил в бардачок пару таких жилеток. Следующее требование для автомобилей, передвигающихся по дорогам стран ЕС – наличие запасных ламп фар ближнего света. Это мной тоже было соблюдено – я перед поездкой заменил родные галогенки на лампы повышенной светоотдачи с холодной температурой свечения того же производителя. Снятые с фар штатные лампы как раз положил в запас.
Для перевозки лыж мной были приобретены крепления на рейлинги.
Вещь не дешёвая, но в дальнейшем использовании – очень полезная. Потому как на дворе зима и холод, подкапотное пространство было покрыто автоодеялом, чтобы препятствовать выстуживанию двигателя на непродолжительных стоянках и ускорить процесс его прогрева. В салон поместил достаточный запас креплений для гаджетов и всяких шнуров-удлиннителей. На заднем сидении у меня всегда лежит свернутый цилиндриком спальный мешок. Всегда беру его с собой, очень полезен и как подушка, и как одеяло, да и в других разных случаях выручает.
Еще при покупке автомобиля позаботился об установке защитной сетки под решётку радиатора. Убедился, что вещь эта очень полезная. Уже третью большую поездку доказывает полезность защиты радиатора от камней и насекомых. А ведь зимой не только в России, но и в Финляндии дороги обильно посыпают мелкой щебёнкой. Подумайте над этим, если часто ездите в дальние путешествия!
Цепи противоскольжения на колёса я брать не стал, но на пузотёрке-моноприводе они могут пригодиться, если зимой ехать по лесным дорогам (на горнолыжку, например). А вот складную снеговую лопату взял – это средство незаменимо зимой на заснеженных дорогах. И последний штрих – термокружки. Без них уже никто не отправляется в дорогу на авто.
Бак заполнен бензином под пробку, вещи загружены, все готово к путешествию.
А вот мои размышления на тему "Зачем мы это сделали?"...
Маршрут – А как же лучше ехать?
Одно дело – собрать вещи в дорогу и подготовить автомобиль к дальнему пробегу. Другое дело – спланировать маршрут поездки. Сделать это не просто и обычно разработка маршрута занимает много времени из-за богатства альтернативных вариантов. Особо сложно составлять маршрут по незнакомым направлениям, где ни разу не ездил.
Конечный пункт путешествия – коттеджный поселок Hapimag, расположенный на берегу озера Пурувеси (Puruvesi), ближайший городок для ориентира – Пункахарью (Punkajariu). Путь от КПП Светогорск-Иматра не отличается разнообразием и составляет 110 километров по своей протяжённости. Поэтому вопросов по маршруту от границы до коттеджа не возникало. Сложнее обстояли дела с маршрутом по территории нашей необъятной и бездорожной России…
При планировании маршрута по России, конечной точкой ставили город Иматра, стоящий на границе с Россией. Если воспользоваться прокладкой маршрута в Яндекс-Картах, Гугл или Навител, то путь до Иматры интернет-ресурс прокладывает таким образом: Екатеринбург – Пермь – Киров – Вологда – Санкт-Петербург – Выборг – Иматра. Участок между Кировом и Вологдой имеет варианты: через Нея – Галич – Буй или южным путем – через Кострому и Ярославль. Первый вариант показывает итоговую протяженность маршрута 2400 км, второй вариант длиннее на 200 км. Но это все – на карте… Каковы реальные данные по дороге – не известно. Нам знакома дорога только до Перми. Что там дальше – попробовал посмотреть на форумах, по отзывам водителей и путешественников. Большинство отзывов говорят о том, что между Кировом и Вологдой отсутствует дорога на участке между Мантурово и Буй, несмотря на то, что навигаторы там дорогу рисуют. Кто-то предлагал варианты северного обхода этого участка, где мало машин и большегрузов. Нам такие варианты не очень подходят – на незнакомых дорогах спокойнее себя чувствуешь, когда наоборот, больше людей и имеются элементы дорожной инфраструктуры (АЗС, шиномонтаж, магазины и кафе). Мы выбрали вариант южного обхода: Мантурово – Кострома – Ярославль – Вологда. Это достаточно крупные города, а значит – между ними, по-любому, должна быть какая-нибудь дорога и элементы дорожного сервиса. Ну и пусть этот путь на 200 километров в итоге получался длиннее. Лучше 200 км ехать по асфальту, чем 20 - по бездорожью… На том и порешили.

Как показало наше путешествие, участок дороги между Мантурово и Макарьев (на участке Киров – Кострома) оказался самым неприятным во всём нашем путешествии, протяженность его примерно 80-90 км. Но дорожное покрытие условно твердое, участков с видимым асфальтом и разметкой нет, карманов для остановки и расширений для остановок общественного транспорта нет, участков с освещением и внятными дорожными знаками – тоже нет. Подробнее на описании этого участка я остановлюсь, когда буду писать про отдельные этапы маршрута нашего путешествия.
Обратный путь мы планировали провести по тому же маршруту, но после приезда в Финляндию и оценки нашего пробега, приняли решение обратный маршрут проложить более изведанной дорогой. А проверенный путь мог быть таким: Иматра – Выборг – Санкт-Петербург – Москва – Нижний-Новгород – Казань – Ижевск – Пермь – Екатеринбург. Расчетная длина такого маршрута получилась примерно равна пройденному пути от Екатеринбурга до Иматры северным вариантом – 2660 км. Но по условиям и времени преодоления эта дорога обещала быть более предсказуемой и удобной. В маршрут попадали несколько участков платных дорог, а значит – хорошее дорожное покрытие и повышенная средняя скорость их прохождения. Кроме того, участок пути от Нижнего Новгорода до Екатеринбурга нам был достаточно хорошо известен по предыдущему путешествию. Сюрпризов на нём не ожидалось. И участков, подобных Мантурово – Макарьев в расписании движения не предвиделось.

Когда подводили итоги поездки, фактически так и получилось, что длина маршрута в ту и обратную сторону была примерно одинакова. Величина расхождения по одометру – не более 50 км. По условиям преодоления южный вариант обратного маршрута конечно оказался более удобным. Даже с учётом попавшихся нам под Казанью и Чебоксарами участков дорог с ремонтом, в основном дороги были по своему покрытию и придорожному сервису значительно лучше, чем прямой северный маршрут. Правда и минусы тоже были – загруженность некоторых участков дорог от Санкт-Петербурга до Москвы и на МКАД (что снижало среднюю скорость движения), многочисленность участков с ограничением скорости и контролем их соблюдения видеокамерами. Еще и погодные условия вмешались в наше расписание. На обратном пути южный вариант маршрута оказался (как ни странно) более холодным, чем северный. Низкие температуры и снегопады обрушились как раз на города, попавшиеся нам на обратном пути. Но в этом есть и плюсы – если бы такие погодные условия встретились нам на северном маршруте, то уровень обеспечения безопасности на этих дорогах наверняка оказался бы хуже (очистка снега, дежурство МЧС, внеплановые посты ГИБДД).
Из зимы в осень. Екатеринбург – Санкт-Петербург.
Маршрут готов. Вещи погружены в автомобиль. Авто заправлено и подготовлено к дальней дороге. Пора стартовать. Выезд из Екатеринбурга мы запланировали на вечер 29 декабря. После окончания рабочего дня быстрый ужин, присели на дорожку и устроились поудобнее в автомобильные кресла своего Мустанга (так я называю наш Mazda CX-5). Из города выезжали под мелодии новогодних песен, яркие огни новогодних гирлянд и звезд. В 19:40 нам уже удалось выехать из города на мёрзлый асфальт Новомосковского шоссе. Промежуточным пунктом нашей остановки в большом маршруте значился город Пермь. Расстояние до него – порядка 400 км, а это примерно 5 часов пути. Автомобилей на вечерней трассе полно, большегрузы спешат довезти предновогодние грузы и новогодние подарки к месту назначения. Кроме того, добавил "новогоднего" настроения не сильный снегопад. По мере приближения к Перми, снегопад усиливался. Оставив в стороне сам город, выехали за Краснокамск, где у придорожной АЗС увидели кафе и мотель. Заправились, поужинали и уже после наступления полуночи устроились на ночлег в уютном номере на двоих ценой 1700 рублей за ночь. Автомобиль припарковали на парковке мотеля. Снег продолжал валить из суровых туч, ночь пролетела быстро и без снов. На утро, позавтракав в кафе, мы поехали дальше, навстречу неизведанному… Впереди нас ждала дорога, по которой мы ни разу еще не ездили.

Путь до Кирова сюрпризов не приподнёс. Снег постепенно сменился мокрым снегом. Температура воздуха с -2 градусов (в Екатеринбурге) подросла до нулевой отметки. Обильно посыпанные дороги оказались покрыты грязеподобной кашей. Начались первые трудности – повышенный расход зимней омывающей жидкости стекол и фар. Останавливаясь на заправках, заливали не только топливо, но и незамерзайку, целыми канистрами. Старался немного омывающей жидкости держать в запасе, чтобы не тратить время на остановки и ручные попытки очистить стекло и фары. В районе Омутнинска вновь заехали на АЗС пополнить запасы бензина в баке и добавить омывайки в бачок. Мокрый снег стал сменяться холодным дождём. Не очень приятные погодные условия. На выезде из Кирова увидели как на посту ГИБДД производилось поздравление водителей с Новым годом: Дед Мороз и Снегурочка с полосатыми палочками останавливали автомобили и вручали подарки к празднику. Нам подарки некуда было размещать в забитом багажом автомобиле, поэтому мы проехали мимо, но не далеко. Сразу за постом заприметили кафе, в котором мы плотненько и вкусно пообедали. Глянули на автомобиль – весь капот, фары, бампер, решётка радиатора и часть лобового стекла были покрыты «бутербродом» из снега, льда, грязи, еще одного слоя льда и вмёрзшего в него слоя пыленки. С одной стороны – это проблема, фары и стекло надо постоянно очищать, чтобы обеспечить себе хорошую видимость. С другой стороны – целее краска будет :twisted: Весь этот «бутерброд» может выступить в роли «брони» на капоте и бампере. Решётку радиатора пришлось очищать от плотной наледи, которая перекрывала доступ воздуха к радиатору. Отснял это безобразие на видео и приготовился к новым неприятностям – впереди предстояло найти ту самую дорогу на Кострому и Ярославль, которая отлична от предлагаемой навигатором отсутствующей дороги на Вологду через Буй.

До Мантурово мы доехали еще по-светлу. После Мантурово началось наше испытание на прочность… В темноте, под усилившийся снегопад, мы пытались преодолеть участок дороги до н.п. Макарьев. На картах такого не рассмотреть. Дорожное покрытие условно твердое, т.к. асфальта не видать в принципе, разметки ожидать глупо – под колесами снег и гравий, по обочинам вместо столбиков и карманов для остановки – высокие стены из снега. Часто встречаются остановившиеся у стены снега автомобили, водители которых усиленно чистят лобовое стекло и фары снегом от грязи или производят замену пробитого колеса на запасное. Плохой участок. Ни стоянок, ни АЗС, ни кафе – вообще никакого сервиса! Как говориться – стисни зубы, жми на педаль и надейся на удачу. Средняя скорость преодоления этого участка дороги оказалась не выше 60 км/ч. Хорошо, что сам участок оказался не таким продолжительным – порядка 80 км. Нам повезло с автомобилем – подвеска Мустанга выдержала такое издевательство, запас бензина позволял преодолеть еще не одну сотню километров, а зимние Континенталь выдержали все сюрпризы неоднородного дорожного покрытия. Удалось избежать остановок в пути до н.п. Макарьев. С мыслями о том, что могло быть и хуже (предполагая, что дорога на Буй вообще отсутствует и этот путь – единственный для легковых автомобилей), мы проехали Макарьев и немного перевели дух. Следующие пару сотен километров до Костромы проехали уже менее напряжённо, дискомфорт доставляли только непрекращающийся снегопад и плохо очищенные от снега дороги. Средняя скорость стала повыше, но времени до планового ночлега оставалось все меньше, и надо было подыскивать место для ночлега. Проезжая Кострому, немного блуданули (как без этого!). Навител завел нас в заснеженные Костромские поля (по иронии судьбы – в сторону деревни Сусанино :eek: ), где по его разумению есть кротчайший выезд на Ярославль… Поступили разумно – вернулись на 6 километров назад, на ближайший большой перекрёсток, и свершилось чудо – Навител показал другое, более правильное, направление. Кострома осталась позади, а Ярославль уже светился за пасмурным горизонтом, когда на тёмной обочине мы увидели занесённую снегом гостиницу с пустующей при ней парковкой. Опасения были напрасными – гостиница и кафе работали, правда постояльцы отсутствовали. На ночь наедаться не стали, просто перекусили вечерним чаем, возмутились условиями ночлега, но смирились с обстоятельствами и, приняв душ, легли спать. Удивительно, что в такой придорожной гостинице, не пользующейся большим спросом, цена на двухместный номер перевалила за две тысячи рублей. При этом пришлось попросить поменять постельное белье, т.к. на нём уже кто-то ночевал. Чтобы поднять себе настроение, снял небольшой прикол на видео и выложил в Ютуб. Прикольно получилось – друзья поржали. А сюжет вошел в ролик про то, зачем мы ездили в Финляндию.
Снегопад за ночь ослаб и появились надежды на то, что путь до Санкт-Петербурга не будет тяжелым, а в отель "Постоялый двор Ям" (который забронировали на новогоднюю ночь) мы сможем приехать к ужину, а не к ночи.

Утро началось не с завтрака – давление в шинах в норме, уровень масла в норме, незамерзайка опять кончилась… Рядом АЗС Газпромнефть. Заправились бензином, долили омывайки в бачок, прихватили в дорогу два двойных капучино и поехали навстречу Новому году. Разница по времени с Екатеринбургом стала уже равна двум часам. За окном - 31 декабря, снегопад прекратился, праздничное настроение не испортили даже сотрудники АЗС Газпромнефть, у которых утром никогда не допросишься горячего завтрака)) До Санкт-Петербурга чуть больше 800 километров. Дорога хорошая. Средняя скорость 82-84 км/ч. Вологду оставили позади еще до полудня по московскому времени. В районе Шексны произвели дозаправку. Ближе к северной столице стали понимать, что на улице становится ещё теплее – накрапывал дождик. Указатель температуры показал +6 градусов снаружи. В салоне нашего Мустанга сохранялась постоянная температура +21 – +23 градуса. Излишняя влага не сказывалась на обзоре через стёкла и зеркала. Сказалась только одна проблема – мелкие брызги грязи постоянно попадали на рабочую поверхность наружных зеркал заднего вида. Это мешало обзору назад. В этот день длительных остановок на полноценный завтрак и обед не делали. Обошлись походными наборами с кофем и бутербродами. В отеле, нас ждал праздничный ужин в компании с дочкой и зятем!

С наступлением темноты, мы по Мурманскому шоссе подъехали к Санкт-Петербургу, нашли забронированный ранее отель "Постоялый двор Ям"и облегченно выдохнули. По местному времени, до наступления Нового года оставалось немногим более 4 часов. На улице шел мелкий дождь. Снега на газонах практически не было. Температура отказывалась опускаться ниже +5 градусов. Впервые мы встречали Новый год в такой обстановке, при такой погоде, с лыжами и ледобуром в багажнике…
Праздничный ужин в кафе отеля прошёл в тёплой семейной обстановке. Без алкоголя – рано утром в путь. Полуночи ждать не стали, сразу после ужина запустили на улице фейерверк, выгуляли собаку и легли спать. В полночь подскочили от громких раскатов салюта. Но потом снова уснули, чтобы встать в 5 часов утра для преодоления оставшегося участка маршрута к заветной цели – далёкого коттеджа в Финляндии. Беспокойство вызывала погода. А есть ли там снег? Будут ли морозы, достаточные для полноценного зимнего отдыха? Хмурый дождливый Петербург наводил на грусть…
А за задним бампером было уже 2,5 тысячи километров пройденного пути.